понедельник, 17 июня 2019 г.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО, КАК КРЕАТОСФЕРА СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ


«В искусстве звуков является нечто такое, что пересекает слух как портик, разум - как вестибюль, и идет дальше ... Вся музыка, лишенная этого« нечто », достойна презрения»
— Камиль Сен-Санс

Рассуждать о музыке в ее цивилизационном объеме, не обязательно посягая на философствования о метафизической сущности, в эпоху цифровых технологий казалось бы есть все возможности. Сегодня мы имеем то, о чем и помечтать не могли какие-то десятки лет назад, не говоря уже о тысячелетия. По сравнению с такими до сих пор эксклюзивами, как запах сирени, которого мы ждем целый год, или вкус свежеиспеченного хлеба, большинство из нас почти забыла, музыка (еще какая!) Существует чуть ли не в полном объеме в дигитальном мире - стоит только сделать нехитрые нажатия клавиш компьютера (или другой подходящей к этому техники), и мы можем получить неописуемое наслаждение чарующей музыки барокко, грацию и патетику классицизма, бездну океана романтизма и т.д.
Представьте себе, что в недалеком XIX веке человек, который имел все шансы, исходя из ее социальных возможностей, прослушать подобное исполнение, проживала так никогда и не услышав уже существующие музыкальные произведения выдающихся композиторов только потому, что их не выполнили в той местности в период жизнь. Не повезло ... Мы же в этой лотерее получили приз, хотя для знатоков и специалистов остаются проблемы акустического, тембрального характера, авторского подхода, безусловно отличает живое исполнение от записи, даже в современной цифровой качества звучания. Однако это не меняет сути - мировые шедевры доступны всем желающим. Стоит только открыть для себя музыкальный мир и на все остальное не хватит времени, а возможно и смысла. Остается выяснить - кто «желающий»?

Возможно такая постановка вопроса выглядит, как незамаскированное намек на то, что желающих очень мало или мы способны оценить шедевр Нотр-Дам де Пари только тогда, когда он пылает ... Откровенно говоря: и «да», и «нет». «Да», потому что для чтения нужна не только книга, содержание которой стоит понять, но и способен (обученный) к этому читатель, так и для музыкального откровения (не во религиозном, а в творческом смысле) человек должен быть открытой - подготовленной, стремящейся этого. К сожалению музыкальная культура не представляет сегодня приоритетов образования, воспитания. В то же время все вокруг звучит, с разных сторон раздаются мелодии или что-то подобное. Это весело, «драйвово», только почему мы так пренебрегли себя, что позволяем это называть музыкой? Еще тогда, когда действительно музыкальные произведения мы, как зомбированные, характеризуем слишком сложными для восприятия - такая своего рода акробатика для слонов. Трудно переоценить ужасные последствия этой путаницы.

«Нет» (возвращаясь к постановке вопроса о желающих) - потому, что рано или поздно (хотелось бы не фатально) происходит осмысление человеческой культуры как сферы нашей планеты. НЕ недр, кое-где остались и определяют сегодня финансовые приоритеты, а сферы знаний, достижений, творческих возможностей, следовательно потенциала будущего. В этом контексте деятельности содержание музыкального творчества раскрывается в формирование креатосферы культуры.

Креативность в современном полидисциплинарный дискурсе не является особой формой творчества и одновременно не является ее атрибутом, хотя последнее в философском понимании выглядит оксюмороном. Креативностью называют способность к неожиданному, нестандартного решения проблемы. Если говорить на языке компьютеризированного мира - осуществление подхода, который не включала в себя программа. Итак типичными становятся принципы, которым распознается креативность - оригинально, вовремя, неожиданно. Конечно, это не может характеризовать творчество, разве что напоминать о первом приближении. Творчество является деятельностью, ценность которой сопоставима уникальности каждого человека, следовательно она бесценна, но не только из-за эксклюзив, а в первую очередь в фокусе смисло-потребностям человечества. В этом аспекте музыкальное творчество не просто часть культуры, а ее душа. И хотя такое утверждение свойственно многим мыслителям (Новалис, С.Кьеркегор, Шопенгауэр, другие авторы), не говоря уже о онтологические субстанциальные начала «гармонии небесных сфер», начиная еще с пифагорейской традиции, и сегодня мы воспринимаем его (утверждение) символически , в трансценденции метафизического. Социальное значение музыки не менее сложно вербализовать, однако можно констатировать, что каждая крупная общественная событие сопровождалось, инициировала или вдохновляла художников на создание величественной музыки.

Современные информационные технологии стали основой формирования креатосферы музыкального творчества. Это, как мне представляется, и незаменимая форма креативности - неожиданного решения, когда оцифрованное музыкальное творчество становится в равной степени доступной (равноудаленной, как и ровно приближенной) человечеству, следовательно становится креатосферою культуры. Сегодня мы имеем все ресурсы звучания музыки, достойные не презрения, но величия духа - человекотворчества.



Покулита Ирина Константиновна
i.pokulyta@ukr.net

Комментариев нет:

Отправить комментарий