понедельник, 7 октября 2019 г.

МЫСЛИ


Что является самым сложным в науке?
Заставить себя посреди ночи встать (особенно сложно это сделать зимой, в квартире с довольно скромно греющими батареями) из теплой постели, пройти к рабочему столу и зафиксировать (карандашом, ручкой) на листке бумаги (либо настучать на «клаве») то, что «пришло» тебе в голову в столь неурочное, – глубокой ночью, – время. Иногда – во сне. Иногда – в полу - сне…
Короче говоря, императив очень простой, но крайне категорический. Даже два. Императива. Сформулированные не мной. От кого и когда услышал, уже тоже и не упомню. Да это и не суть. Тут оно так: чем раньше услышишь, тем лучше. Тем меньше потерь, – в науке, – и, шире, вообще в творчестве. И для тебя, и для людей, и для человечества.

Да, так вот, императивы следующие.
1. «Какой угодно хорошей памяти всегда следует предпочитать огрызок карандаша». 
2. «Мысли приходят и уходят, а голова остается».
Я бы сформулировал данный императив, – на себе проверено, – жестче: мысли приходят, уходят, и никогда (исключение, наверное, бывают, но крайне редко) не возвращаются. Ну, т.е. не приходит одна и та же стоящая, либо и просто гениальная мысль дважды. Аминь. 
***
Приоритет: потенцирование творчества во всех без изъятия наималейшего непосредственных (определенных) его видах и формах; создание (с перманентным совершенствованием) всех: личностных, материальных, моральных, институциональных, организационных, юридических, идеологических etc. условий для его актуализации. 
***
Научно-технический потенциал любой страны определяется (кроме прочего), – и не просто кроме прочего, но в первую очередь, – уровнем развития интеллектуального потенциала, его сохранения и актуализации: превращением его в инновационные практики. И здесь очень важна роль посредующего звена между разработкой и внедрением: всей постановки патентного дела, охраны интеллектуальной собственности, защиты авторских прав etc. Разумеется, внедрения. 
…По факту здесь все, – с точностью до наоборот. А ведь это – важнейший индекс развития страны. Уж не говоря – основной ресурс ее развития. А нынче – и вовсе единственный. Вспомним Японию в августе 1945 года… 
***
Нужны профессии (в номенклатуре специальностей в ВУЗах) по выращиванию, селекции (отраслевых) творцов (изобретателей, рационализаторов etc.) Курсы, читаемые наиболее опытными, креативными учеными, не из книжек знающими, что такое творчество.
Необходимо резко (восстановить и нарастить, придать системный характер этой работе) увеличить количество (сеть) кружков научно-технического творчества. Начиная с садика, нормативно, – обязательно, – во всех, без изъятия малейшего, учебных заведениях: общеобразовательных школах, колледжах, лицеях, институтах, университетах, академиях etc. На каждом предприятии, в цехе, отделе etc. Где бывшие БРИз, ТРИз, и пр. «ИЗ»?!! Убиты. Как и многое иное.
Хотя аспирантура (и похожие на нее формы) – это и есть, – в чистом виде, – форма подготовки отобранных в процессе целенаправленной селекции молодых людей к жизни в науке, а наука, – вроде как, – это и есть рафинированное творчество, но, к сожалению, неэффективность и просто ужасающая деградация затронула и этот институт: целью стало не открытие, но … «защита». «Остепенение». Вот где: превращенка в чистом виде! Вместо творчества – имитация творчества. Вместо науки – имитация науки. Вместо нормальной жизни: ее имитация. Вместо жизни – «умение жить».
Тут же возникают «параллельные миры»: фабрики но фабрикованию, – в индустриальном режиме, – необходимого товару (ибо итогом исследовательской многолетней и очень непростой работы это называть язык не поворачивается, а если повернется, то пусть он лучше отсохнет) – кандидатских и докторских «диссертаций». И, соответственно: они, – остепененные, – «идут», валом и напролом прут в науку, в политику, в управление etc. Пока еще остерегались и побаивались – это было терпимо. Нынче – пошли косяками. Остепененные, степенные, «упакованные» – наглые, очень довольные собой, ибо они же… умеют жить. Синекурить и сибаритствовать. Имитировать жизнь.
Одна вошь, или десяток – неприятно и противно. Сотни и тысячи – загрызут. Они же не «эти лохи и шланги, что под ногами путаются…». Они – элита… 
***
Об уроне, об ущербе, о потерях материальных, моральных, прочих и говорить не приходится.
А что же «наше право»?
А ничего. Оно ничего «не видит», ничего «не слышит», ничего никому не скажет. В нем «остепеняются» точно так же. Почему? И: доколе? До околения?!
***
Модусы креатоцида.
Можно терять (изводить) творческих, инициативных, деятельных, пассионарных, креативных людей. А можно создать условия (совокупностью факторов экономического, политического, идеологического, юридического, социального, институционального, педагогического etc. порядка), делающие в принципе невозможным их появление. Т.е. – банализировать свитие.
Ведь нормальный человек (творец, гений), прежде чем он актуализируется таковым, должен стать им, – творцом, гением, нормальным человеком, – должен быть потенцирован. Кем? Человечеством, людьми, самим собой. Всем строем жизни. Следовательно ее, жизнь, нужно сделать несовместимой с творчеством. Жизнь? 
***
Науки частные и общие есть эксплицированная (стихийно, либо сознательно) научная философия.
Научная философия есть имплицированные (стихийно, либо сознательно) науки частные и общие.
P.S. «На пальцах»: экспликация – превращение контурной карты в многоцветную обыкновенную; импликация – обратная (противоположная) процедура. 
***
Аномия («беззаконие», «безнормность») в интерпретации Э. Дюргейма: симптоматика грядущего общественного кризиса, обусловленная ситуацией: право, писанные законы, нормы, правила, инструкции и пр. предписания, равно, как и вся совокупность средств их соблюдения: идеология, институты, публичная власть (т.е. власть как профессия) etc. «не работает», сбоит, пробуксовывает… Игнорируется основной человеческой массой.
Это – социальная болезнь. Именно поэтому мы сознательно употребили медицинский термин «симптоматика». А, поскольку, болезнь, то и действовать надлежит соответственно: лечить. Не мешкая и – до полного «выздоровления».
…Ну, а что бывает в случае противоположном, если запустить, игнорировать, сделать вид, что все нормально, что «само рассосется» etc. – так ведь сами знаете. Чай, уже не маленькие…
***
Сущность этого явления (аномии) была открыта и объяснена безупречно и исчерпывающе в свое время Никколо Макиавелли, открывшим, – открывшим, – следующий закон: «Несовершенство юридических законов преодолевается их неисполнением».
***
Аномия есть первая реакция на этатизм, непотизм, бюрократизм и прочие превращенные формы управления и власти.
***
Включают ли в себя «права человека» также права на несусветную глупость? На безграничную подлость? На беспредельную алчность etc.?
… Судя по всему, да. И, даже, – во времена безвременья, – как безусловный приоритет.
***
Возражение К.А. Свасьяну. «Больной организм действительности»…
Действительность не бывает больной. Именно в этом ее принципиальное отличие от социальной реальности. Действительность есть совпадение, – совпадение, единство, – сущности и существования. Любая же болезнь – это рассогласование сущности и существования, и мера ее (болезни), мера болезненности, хилости, квелости etc. равна исключительно мере указанного рассогласования. Т.е. – крена, сползания, ухода etc. действительности в социальную реальность.
Причем это касается не только организма человеческого, но, – в равной мере, – любого культурного образования. Без изъятия наималейшего. Общества в целом, инженерного сооружения, технического устройства, житейской ситуации, технологии… Словом, всей культуры.
***
Кричалки, слоганы, лозунги, команды etc. – лающие формы вербального, воздействия. Деформированное взаимодействие. Средства субъект - объектного общения. Адресатом подобного воздействия, – с полным отсутствием обратной связи, – может быть лишь суррогат ассоциации: индивиды либо сообщества индивидов в условиях депривации (частной, либо полной несвободы), толпа etc. 
***
Предательство – это жизнь, взятая смертью на поруки. 
***
Любовь – это единство вдвоем. (Укр.: кохання – це єдність удвох). Единство его и ее (ее и его). Он и она – единственное основание любви. Ибо: основание – это противоречие с определенными противоположностями.
***
Каковы шансы наступления никакизма? Возрастают. Стремительно. Ибо, говоря словами (сказанными по другому поводу) К. Свасьяна, «мир ухитряется обойти вниманием» указанную проблему. Сказать бы: изощренно ухитряется. Проблему (приближения и вполне реального) наступления рукотворного Апокалипсиса. Видимо, у мира есть дела поважнее… Однако же, не надо забывать, что «прочность цепи определяется ее самым слабым звеном». И: после гильотины сорт шампуня не суть важен…
***
Превращенные формы существования. Лучше: «существовония» (А.В. Босенко).
***
Фуфлософия – философский фальшак, «философия». Ну, а заказчики, продюсеры, продуценты, разносчики (промоутеры), потребители сего вида духовного дрянца, соответственно – фуфлософы. Разумеется, отнюдь не меньше числом – фуфлоэкономистов, фуфлоисториков, фуфлополитиков, фуфла всякого…
Причем речь уже идет (и не речь, но практики!) не просто о духовном фальшаке, о дезинформации, но о наведении на мир информационного морока сродни облакам ОВ.
***
Есть творцы, а есть «вторцы» (А.В. Босенко). Ну, и, соответственно: творчество и вторчество.
Вторец: а) субъект репродукции; б) тот еще субъект: плагиатор, имитатор, вор.
***
Благо – это добро в форме существования.
Прекрасное – это красота в форме существования.
Достоверность – это истина в форме существования.
Употребимость – это польза в форме существования.
P.S. Существование – культурное бытие в непосредственной, – определенной, – форме.
***
Творчество в форме практической всеобщности возможно лишь при том условии, что творческими есть каждый, многие, все. Личность, коллектив, общество. Аминь.
***
«Окна Овертона» – институт и технология рефрейминга. (Рефрейминг – переоформление смыслов. С точностью до наоборот). 
Идет интенсивная замена «окон». Ну, примерно, как традиционных на «пластиковые». Примерно в равном соотношении.
***
Действительность: умный, разумный, мудрый.
Реальность: дипломированный, остепененный, степенный.
***
Субстанциальное отличие закона открытого от написанного (принятого, проголосованного) – о нем нельзя сказать (нет объективных оснований): «плохой». Либо: «хороший». Он просто есть. Ибо он – «необходимость, схваченная мыслью» (Г.В.Ф. Гегель). Необходимость.
Именно поэтому по отношению, – в отношении, – к закону открытому в принципе невозможна аномия. А что возможно? Идиотия.
***
Троп, навеянный А.В. Босенко.
Посмодернизм не способен к созиданию, к конструктивности, к творчеству.
Он даже к деструкции, к разрушению путному не способен.
После него – лишь «засиженное точками зрения» любое образование культуры: духовное, чувственное, материальное.
Засиженное, загаженное, залапанное…
***
Сознание есть высшая, – и последняя, – форма отражения в генезисе последнего. Последняя потому и в том, – и только в том, – смысле, что в самой себе содержит возможность порождения бесконечного количества (и качества, разумеется) своих собственных форм. Форм сознания. Оформляющих неисчерпаемое содержание. Ибо: нет формы бессодержательной, равно как и содержания неоформленного. Аминь.
***
Что такое форма превращенная?
Ну, это когда благовродие изо всех сил своих скорбных и скудных пытается, – тщится, – выдать себя за благородие. Сиречь: превращенка (форма превращенная) есть объективируемая и объективированная видимость.
***
Творчество есть перманентное культурное превосходство и превзойдение. Превосходство и превзойдение, сущность которого составляет совершенствование, а цель – перманентное утверждение действительного гуманизма в форме практической всеобщности.
Развитие, – и как творчество, и как свитие, – искусства – это перманентное «изменение драматургии смысла» (А.В. Босенко).
Предыстория – это путь цивилизации, освещаемый преимущественно аутодафе, кострами из книг и пожарищами от блокбастеров («удачных бомбардировок»).
***
«Бритва Хэнлона» (англ. Hanlon’s Razor) – утверждение о вероятной роли человеческих ошибок в причинах неприятных событий, которое гласит: «Никогда не приписывайте злому умыслу то, что вполне можно объяснить глупостью». (Википедия).
***
Творчество как перманентное осуществление диалектического противоречия: потенцирование актуала и актуализация потенциала. Модус распределения самодеятельности и самодеятельного распределения. (Подробнее см.: Новиков Б.В., Творчество и философия. – К., 1979, 310 стр; Новіков Б.В., Творчість як спосіб здійснення гуманізму. – К., 1998, 380 стор.).
***
«…Пре-красное, до-красота, красота-до, путь к красоте и путь красоты» (А.В. Босенко).
***
Есть художники. Есть со-творцы: читатели, слушатели, зрители. И: есть искусство.
А: есть критики, «веды», интерпретаторы, истолкователи, соответствующее «экспертное сообщество» etc.
Словом, посредники. Эстетический клир, аппарат. Сутенеры. «Евнухи от искусства» (А.В. Босенко).
***
Творчество – это отношение. Каждого – со всеми. Опосредованное многими.
Человека – с человечеством. Опосредованное людьми.
Личности – с обществом. Опосредованное коллективом.
***
Свободное (для творчества) время и «пространство человеческого развития» (К.Маркс) есть хронотоп творчества.
***
Результат духовного блуждания (diskurse) – заблуждение; результат (и цель) духовного блуда – ложь.
***
Чем торгуют на биржах? Дериватами. Сотрясением воздуха. Впрочем, в эпоху сплошной компьютеризации даже сей товар (сотрясаемый воздух) исчез из ассортимента… На виртуальных полках виртуальных мега-супер-маркетов – виртуальный товар. «Зеленые нолики» на дисплее… 
***
Моим, в первую очередь, – юным и сравнительно юным, – коллегам. Трепетно относящимся к тому делу, которое, вслушиваясь в себя, избрали делом всей своей жизни. Науку. Совестливым и всегда сохраняющим в себе необходимую толику почтительного ученичества при общении (работе) с текстами. И классиков. И – местных классиков, которым, не исключено, после проверки вечностью, предстоит стать классиками (т.е. нормальными в своем деле людьми, т.е. гениями). И – с живыми классиками. Ведь производство жизнью классиков – это условие первейшее и необходимейшее, дабы она, жизнь человеческая, – че-ло-ве-чес-кая, – однажды не прекратилась. Чтобы человечество не одичало и не озверело в виду избыточного количества посредственностей и ничтожеств. И – превращенных форм культуры как продукта их «жизнедеятельности».
Так вот. Советую вам повесить рядышком со своим рабочим местом листок бумаги форматом А4. А на нем, очень разборчиво, – мысль Георга Вильгельма Фридриха Гегеля:
«Я очень хорошо помню, как, изучая науки, я метался, честно полагая, что сказанное прямо — это еще не все. Из оборотов речи, из формы изложения я заключал, что сущность скрыта где-то за текстом, и все знают гораздо больше, чем говорят, а именно дух и основания, исходя из которых они и высказываются. Я долго и тщетно искал того, о чем всегда говорится так, как будто это нечто общеизвестное, правильное, такое, что вызывает к жизни обыкновенное. Но я так и не мог найти этого и наконец понял, что на самом деле ничего и нет, кроме того, что я уже прекрасно понял. Сверх того лишь самоуверенный тон, произвол и дерзость» (Г.В.Ф. Гегель, Философия пропедевтика. – Работы разных лет в 2-х тт. Т.2, М., 1972, стр. 551).
… «Сверх того» – только (см. выше). Сверх того – только вы сами. Ваш гений.





Комментариев нет:

Отправить комментарий