К ВОПРОСУ О ВЫРАБОТКЕ ОБЪЕКТИВНО ОБУСЛОВЛЕННОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ, КАК НЕОБХОДИМОГО И ПЕРВЕЙШЕГО УСЛОВИЯ ВЫЖИВАНИЯ И ПРОЦВЕТАНИЯ СОЦИУМА И ЛИЧНОСТИ
ПРЕАМБУЛА
Проблема стратегии социального, личностного и массового (всеохватного) развития является практически нетронутой (и исследователями и, тем более, созидателями) целиной. Отдельные возделанные участки не изменяют картины в целом. Конечно, многое было сделано в рамках марксизма- ленинизма и многими самостоятельно действующими исследователями (В.Вернадский, Т.де Шарден, Н. Моисеев, Э.Тоффлер, Н.Холодный, Э.Ильенков и т.д.¹). Но все это не превратилось в системно полное научное направление и специальную сферу созидания, способных сформировать, разработать главный вектор направления современного развития и дать социально-личностные средства движения по этому вектору. Определяющей причиной такой, по общему мнению, критической ситуации, помимо социально-политических факторов, является отсутствие в этой сфере деятельности стремления (и даже понимания) к системной полноте и освоению технолого-организационного (т.е. созидательного, а не только теоретического) обеспечения, необходимого для решения хотя бы осознаваемых социально-личностных задач, и при верно поставленных целях. Даже выработка самого понятия стратегии, базовых и ключевых ее понятий (свобода [1], инновация² [2], социальное изобретение, демократия) остается вне поля зрения, как исследователей социально-личностного движения, так и тех, кто способен и понимает значение социальных систем и даже нарабатывает элементы, способные обеспечить созидание и функционирование будущего социума, формирование, развитие и деятельность Человека и его различных объединений. Это, кстати, отметил и акад. Н. Моисеев [3]. Однако возможность жить, рассчитывая в пределах «сегодняшнего дня» (15-20 лет, избирательный цикл практически входит в это понятие) все более жестко объективно требуемый социальным и личностным движением, способ их организации, развития-сохранения, становится нереальной [Бестужев-Лада].
Поэтому в начале работы попытаемся дать более объективно обусловленное, четкое и конструктивное понятие Стратегии (С.). Понятие С. имеет духовно-нравственные, качественные и содержательные составляющие.
Думается, что духовно-нравственные составляющие системы Стратегия, можно (формировать), образно назвать «маяками», стратегическими, методологическими указателями, помогающими в выборе средств, способов их использования и путей в развития человечества-человека. Они формируются на основе неких высказываний различных личностей, которые являются фактически социальными формулами (в чем-то сродни физико-математическим), определяющими эффективность, позитивность и объективность деятельности в природно-социально-личностной среде.
_____________________________
¹ - См., например, сборник «Космизим и экология»
² - Стратегически особо важый термин. очень широко употребляемый. Но его определение (обычное, законодательное) совершенно не соответствует картине этого объекта-субъекта социально-личностного мира [4]. В связи с этим покажем основу его существа, опредепяемую понятием инновационного цикла (Рис.1). Инициация (I) —► генерация (частично)(II) —► далее социальные: сбор авид (III) —► прием (IV) —► сохранение идей (V) —► защита (юридическая, организационная, технологическая)(VI) —► оценка (содержательная и социально-коммерческая) (VII) —► активизация2 —► развитие по существу, по форме, организационно, для улучшения восприятия) (VIII) —► реализация (IX) — использование (позитивное) (X) —► консервация (утилизация) (XI).
Хотя, и иное не существенное изменение, бывает очень революционным («Ничтожный морфологический скачок и вместе с тем невероятное потрясение всех сфер жизни...» Т. де Шарден. Это о появлении человека). Т.е. ИННОВАЦИЯ — нечто новое, многообразные состояния его в любой форме и сфере человеческой (и иной) жизни, в том виде (по форме и существу), который она имеет в соответствии со стадиями творческого (созидательно-исследовательского, художественного), поискового, генетического, а затем инновационного или случайного развития и использования. Принимает, как необычный, трудно воспринимаемый вид идеи, так и более привычную форму патентов, чертежей, публикаций. Т.о., это результат процесса (нередко, длительного и запутанного, противоречивого, парадоксального), а не нечто постоянное, одномоментное
В частности, такими представляются следующие убеждения:
· Если варвары живут сегодняшним днем, то мы должны брать во внимание вечность Цицерон
· Человек есть мера всех вещей Протагор
· В отрыве от истины совесть – не более, чем глупость, она достойна сожаления, но никак не уважения. У. Черчилль
· Тому, кто не овладел наукой добра, всякая иная наука вредит. Монтень
· Культура, если она управляется не сознательно, а стихийно, она оставляет после себя пустыню. К. Маркс
· Видим жизнь, какая она есть и забываем то, какой она должна быть.В.Зельдин
· Одно образование делает человека грамотным, второе – образованным, третье образование делает человека политиком. И только нравственное воспитание делает человека человеком» В. Г. Белинский
· Я на стороне тех, кто хочет изменить ситуацию, мир, это общество, которое постепенно лишается идеалов подлинных, настоящих идеалов. А. .Челентано,
· Прежде чем рассуждать, размышлять о том или ином предмете, нужно уметь удерживать его в редствлении как некое, как образ Э.Ильенков
· Успешное управление = знают – могут – (на основании того, что имеют и умеют – Дж.) – хотят – успевают. А.Трапезников.
Если учесть и характер зависимости составляющих ее элементов и результата, обозначив ее соответствующим знаком, то получим очень наглядную, удобную в разноплановой повседневной деятельности и важную зависимость:
Успешное управление-1 = знают х имеют х умеют х хотят х успевают
(Знаком умножения показана такая зависимость, когда отсутствие любого фактора (равенство его нулю) приводит и к 0-му общему результату. Тоже и с отрицательными их значениями.). Аналогичная ситуация получается с формулами Свободы [ ], Принятия правильного решениям[ ],
- Для того, чтобы зло восторжествовало, нужно совсем немного: чтобы добрые люди ничего не делали Д. Кук
- Владеющий инновацией – владеет будущим! В. Джелали
- (Но надо помнить: каковы инновации – таково и будущее!)
- Общество не может освободить себя, не освободив каждого отдельного человека. Ф. Энгельс
- Стремление к счастью прирождено человеку. Поэтому оно должно быть основой всякой морали. Ф. Энгельс
1. КАЧЕСТВЕННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СТРАТЕГИИ
Качественная составляющая С. определяется:
- мировоззрением;
- временным интервалом не который она рассчитана;
- основными качественными характеристиками – базовые, целевые, главные;
- основными общими, главными точками отсчета, критериями развития;
- какой составляющей социума и в какой конкретный период она формируется- развивается (заказывается, разрабатывается, исполняется);
Какие социально-личностные средства реализации являются главными (определяющими, , базовыми, ключевыми).
Качественная характеристика С. во многим и прежде всего определяется положенным в ее основу мировоззрением Этот важнейший вопрос С. полон противоречий, сформировавшихся скорее исторически, чем научно и требует специальной работы. Отметим только: нам представляется, что сейчас, лучшей мировоззренческой основой является антропокосмизм (важный шаг в развитие-отрицание гуманизма, ставших уже очевидными его недостатков), разработанный Н.Холодным [ ].
Современные стратегии, как правило, разрабатываются на период до 20 лет и носят во всех отношениях чрезвычайно локальный характер. Это особенно заметно в сравнении современных и античных авторов («Если варвары живут сегодняшним днем, то мы должны брать во внимание вечность», Цицерон).
«Философскому уму» (по Ф. Шиллеру [ ]), должно быть очевидно, что исходная стратегия, т.е. «Стратегия¹ гораздо менее организовано» (высшая, без которой локальная стратегия зачастую не эффективна или даже теряет всякий смысл), которая определяет локальные (по времени, национально-государственным задачам, отраслевые, предприятий) должны заглядывать за горизонт, за пределы прямого видения не вооруженным глазом.
Однако, локальность, к сожалению носит всеобщий характер – и в плане постановки целей, выбора социально-личностных средств, механизмов, критериев спешности, эффективности личностного и социального развития. Ограничены они и национально, хотя в условиях глобальной, быстрорастущей вглубь и вширь зависимости, это уже совершенно недопустимо.
Важнейшими, определяющими характер и направленность С., являются следующие характеристики:
- Добро гораздо менее организовано, менее обеспечено материально-технически и СМИ, художественной литературы-искусства, к тому же и научно-образовательно, а потому оно и более пассивно, чем его антипод [ ]. Эта ситуация сформировалась и так развивается во многом потому что в
_______________________
¹ - Возможно, верхнюю стратегию, т.е. выработанную на основе наиболее обобщенной и «дальнозоркой» философско-инженерной методологии [ ], целесообразно обозначить как Стратегию (стратегию с большой буквы), определяющую частные и иного уровня... С нее уже давно надо было бы начинать, а сейчас это просто задача №1. Т.к. не решив верхних «проблем» невозможно корректно решать проблемы более низкого уровня. Эта давняя методологическая ошибка становится сейчас особенно опасной в условиях общесистемного кризиса и разрушительных возможностей современных и нарождающихся технологий, технических средств и соответствующих социально-личностных систем.
основу нравственной жизни заложен древний принцип (выработанный в эру детства человечества - по Лессингу): «Не делай другому то,то и ты хочешь, чтобы не делали тебе». Следовательно, в основу был положен: - принцип отрицания негативного, а не созидание позитивного, что свойственно методологии воспитания детей – не навредить. Позитивная деятельность – потом; - принцип личностной, индивидуальной, а не коллективистско-социальной деятельности, требующей и организованности, объединенности. (А в одиночку не справиться со Злом?!). Т.е. росла и крепла пассивность, «надежда на бога», исключая, конечно, социальные взрывы. Однако сейчас остро нужен радикально иной принцип, призывающий, требующий от каждого деятельности, как личностно-индивидуальной, так и социально-коллективной: «Делай (!) другому то (и так), что ты хочешь, чтобы делали тебе (и как)»¹;
- Современный инновационный процесс все больше удаляется от Истины (вполне очевидно, что Истина - (минус) Добро ≠ Истина²), реализуя практически исключительно стремление к максимальной выгоде (прибыли). Именно это стало главной, а зачастую и единственной личностной целью жизни и задачей социума. Естественно вопросы, поставленные по тем направлениям жизни и деятельности, которые не определяются получением выгоды (тем более любым путем), а измеряются величиной приносимой пользы. Т.о. предостережение (ставшее проклятием) Ж.Ж.Русо («Нет такой законной выгоды, которую бы не превысила незаконная»), довольно быстро, по историческим меркам, все глубже и все-всеохватней;
Выход видится в синтезе инновационной и нравственной деятельности, в их совместной организации. Такой подход в современной ситуации является ключевым. Учитывая не только стратегически решающую важность инновационной и нравственной сфер, но и принципиальную невозможность организации их эффективной деятельности на автономной, самостоятельной основе. Особенно это сказывается на начальных этапах наиболее важных технико-технологических разработок и исследовательских результатов, в том числе и очень значимых для социально-экономической и личностной сфер. Тем более, что результаты их деятельности, при современной автономии, становятся особенно опасными³;
___________________________
¹ - «Личность (добавим – социальные институты,, социум), характеризуются не только тем, что она делает, но и как она делает» (Ф. Энгельс).
² - Истинно, что арбуз вызревает быстрее, если его растить, используя значительное количество азотистых удобрений и что это даст больший коммерческий результат. Истинно и то, что такой арбуз очень вреден для здоровья. Представляется достаточно очевидным, что выращенный таким образом арбуз не является продуктом Истины.
³ - Особенно ярко и значимо этот союз проявляется при работе с социально-экономически очень значимыми идеями типа «знаю что» [ ]. (О чем писал еще П.Капица [ ]). Что позволит решить фундаментальную проблему Руссо
- на наиболее обобщенном и высоком уровне, именно синергия, как деятельность¹, как деятельность «самого высокого порядка», «наиболее каталитическая, наиболее стимулирующая, наиболее объединяющая» [см. С.279-280 - ^!? ] и благодаря заложенному в ее основу эффекту резонанса (физического, биологического, морального, личностно-социального). Это явление, способ организации личной и социальной жизни и деятельности, должен и может стать одной из определяющих основ С. Но с одним, совершенно обязательным условием. Действительная эффективность и действительный прогресс (а не нечто противоположное, антикультурное [ ] только на основе системной полноты. Ведь именно отсутствие системной полноты представлений о социуме, природе, человеке и стремления к ней, понимания ее необходимости и даже игнорирование ее. является, пожалуй, самой важной, коренной причиной современного глобального кризиса.
Реализуемость, качество и эффективность, функционирования С. решающим образом зависят от имеющихся и модифицированных и уже работающих социальных механизмов в процесс ее реализации, работы, а также от вновь создаваемых в процессе ее развития. Причем стратегически нужно учитывать, что не только по ходу реализации и развития С. но и уже в самом начале, даже на этапе ее формирования могут понадобиться многопараметрические принципиально новые социально-личностные механизмы.
Именно социальный механизм (т.е. социальная технология, организация, и духовно-нравственная атмосфера - соответствующая организация, методология деятельности) является основным средством деятельности личности и организаций. Или наоборот – невозможности проведения того или иного вида деятельности ( в том числе и стратегически необходимого).
К сожалению с этой составляющей С. сложилась совершенно неудовлетворительная ситуация. И по многим факторам.
Во-первых - само социально обусловленное отношение к созидательной составляющей социального и, особенно, личностного развития. Поиск, практически все интеллектуальные силы, направлены проблемы развития теории. Считается, что именно здесь и только в теории, - ключ к выходу. В тоже время ситуация сложилась так, что именно отсутствие необходимых социально-личностных технологий, механизмов (это и следствие невнимания, непонимания их значения), т.е. средств реализации теоретически обусловленных задач, решений, целей, приводит к неудаче и последующему отрицанию даже теоретически верных построений, устремлений.
Но сейчас отсутствует не только поиск необходимых механизмов, но и отрицание уже разработанных, которые не воспринимаются должным образом.
_____________________________
.¹ - Синергия (συνεργια - гр. ) – сотрудничество, соучастие,, содействие,, действие в одном направлении
Нет социального заказа, нет тех, кто способен о достоинству оценить. И самое главное – нет необходимой для этого личностно-социальной системы. К тому же эти идеи в воздухе не витают, а отдельные результаты далеки от требуемой жизнью системной полноты.
Вкратце, ситуация а инновационной сфере, определяющей вектор и качество развития, жизни¹, а, пожалуй, значит и ситуацию в главном, в целом, такова:
- все более широко распространяется мнение² ( по крайней мере так должно быть), что сейчас успешность социально-экономического развития страны определяется главным образом не богатством природными ресурсами, территорией, финансами, промышленным потенциалом, а накопленными знаниями-умениями и особенно, умением ими своевременно, эффективно пользоваться и уже на ранней стадии их появления, развития;
- Главной движущей силой является человек. А результаты – его дистанцией до Человека! И, конечно, его социально-личностных возможностей;
- Система, основанная на элитарных предпосылках, не справляется с задачами управления («... при сверхиндустриализации демократия (действительная, а не видимость ее) не становится политической роскошью, а первейшей необходимостью!, Тоффлер [ ]. А в ситуации бифуркации один человек может радикально изменить траекторию Социального движения (А. Пригожин, Порядок из хаоса[ ]) ;
- Современная система работы с творчеством и его результатами совершенно не способна с ними справиться, как в количественном отношении, так и в сущностном, качественном – по требуемой, да и реально активной, массовости новаторов и по сложности принципиально новых, коэволюционных идей, разработок.
_______________________________
¹ - Ясно, что: «Каковы инновации – таково и будущее!»
² - Умело и по Доброму используемые Знания-Умения представляют Большую ценность и обладают несравненно большим могуществом, чем природные ресурсы, предприятия или солидный счет в банке. (Хотя, естественно и ясно, что и эти составляющие Жизни тоже совершенно необходимы. Но значимость каждой обязательно надо верно учитывать). Доля работающих только с информацией возросла до 60% (инновационная информация остается пока в тени), знания стали главным сырьем и результатом экономической деятельности. «Инновации» должны стать одной из первейших основ и результатов любой иной деятельности. И особенно – социально- политической. Образовательно—просвещенческой и, более того, – Нравственной деятельности, Жизни в целом.
В частности, дело в том, что инновационная система предельно бюрократизирована, а в управлении преобладают не «философские», а «хлебные умы» (по Ф. Шиллеру).
Но она и в принципе не способна работать таким массовым и сложным продуктом, каким является современный инновационный массив (идей-разработок, людей, организаций) – методологически, организационно, технологически, духовно-нравственно;
Но она и в принципе не способна работать таким массовым и сложным продуктом, каким является современный инновационный массив (идей-разработок, людей, организаций) – методологически, организационно, технологически, духовно-нравственно;
- Общество не может освободить себя, не освободив, т.е. не обеспечив возможности разностороннего применения своих всесторонне развитых способностей и получаемых, благодаря этому, разнообразнейших результатов. В том числе и каждого отдельного человека. (Ф.Энгельс, С. Кови). Следовательно, не создав объективно необходимые условия, не создав для этого специальный социально-личностный механизм, способный решать эту важнейшую и принципиально, исторически новую задачу стратегического значения;
- Более того, необходим социально-личностный механизм¹ формирования, развития и эффективной реализации позитивной составляющей личностного социального потенциалов;
- Актуализация, развитие и реализация творческого, нравственного и инновационного потенциалов человечества, человека – важнейшая и актуальнейшая задача человечества (В. Терлецкий [ ]);
- Современному человечеству нужны «крупные мозги» (Т. де Шарден [ ]), т.е. механизм, способный обеспечить синергию интеллектуально-творческо-инновационно-нравственной деятельности, создать единый социально-личностный организм, работающий как социальный интеллект [ ];
- Инновационный процесс, активно и массово нравственно не обеспеченный (или, тем более, идущий на основе антикультуры [ ]), рождает монстров на всех уровнях, во всех областях жизни и деятельности. Видимо нет ничего более опасного для человечества, человека, чем Наука, Конструктор, Инновация, лишенные Добра.
_____________________________
¹ - Социальный механизм, предназначенный для инновационного обеспечения формирования, рождения, развития и реализации творческих результатов каждого отдельного человека, которые рождаясь индивидуально, на личном уровне, в дальнейшем социализируются, развиваясь на всех уровнях (личном, семейном, коллективном, в организациях, государстве, в мире) не могут быть в чистом виде ни личностным, ни социальным. Только в их органической связке возможно выполнение необходимых функций
2. Инновационная информационная технология, система и культура сохранения и активизации новых идей – основа, вектор созидания (формирования, реализации и развития) и базовое средство Стратегии.
Инновационная информационная технология (ИИТ) и реализующая ее система сохранения и активизации новых идей (САНИ) [1] предназначены для полного (информационного, экономического, морального, социального и организационного) обеспечения превращения результатов инициативного творческого труда народа, каждого гражданина в информационный потенциал страны. Она открывает простор инициативному и гражданскому творчеству широчайшего круга людей, эффективно способствует дебюрократизации принятия решений во всех сферах жизни.
Основные задачи системы САНИ:
- стимулирование спонтанного, а также специальная активизация индивидуального и коллективного научно-технического и социального творчества широчайшего круга людей;
- стимулирование спонтанного, а также специальная активизация индивидуального и коллективного научно-технического и социального творчества широчайшего круга людей;
- организация потоков научно-технических, социальных и любых других идей, разработок и предложений массового и инициативного творчества в эту систему, их обработку, развитие и далее, поставку в информационный оборот потребителю;
- гарантированное полное социальное сохранение новых идей и их авторства;
- социальное, силами государства, личностных усилий, организаций, обеспечение всех позитивных, особенно наиболее актуальных и эффективных идей, независимо от возможностей автора;
- обеспечение, демократической по форме и содержанию, активизации новых идей на основе, пользующихся общественным доверием, специальных процедур, новых методов объективизации оценки и социального контроля за процессом развития идей;
- создание и функционирование активного социального интеллекта.
Система САНИ способна обеспечить инновационную деятельность и инновационную культуру необходимой нравственной деятельностью, духом, т.к. без надежного обеспечения этого условия, она становится чрезвычайно опасной. Не говоря о неспособности, в противном случае, работать со всеми классами инноваций, о бюрократизации, а, следовательно, и к функциональной неспособности. Нужен именно органичный сплав предложенных активных и массовых инновационной и нравственной культур, как главного условия выживания и системно полного, гармоничного прогресса.
Велением времени является необходимость ориентировать систему образования стран Европы на инновационные факторы развития, стимулировать средства массовой информации к широкомасштабной воспитательной работе в направлении освоения инновационного мировоззрения. В условиях резкого повышения вооруженности знаниями, умениями и ресурсами, человек, социальные системы становятся необыкновенно могущественными, что при нынешнем отставании и даже разрушении социальных традиций и моральных устоев, может представлять не только благо, но и большую опасность. В связи с этим необходимо кардинально пересмотреть этические нормы формирования инновационной культуры для обеспечения гуманистической ориентации инновационного развития.
Одновременно следует создавать институциональные и информационные возможности духовного раскрепощения творческих личностей, условия сохранения и активизации новых идей, имея в виду, что цивилизация становится все более чуткой к флуктуациям в социальной, экономической и экологической сферах.
Нужно заметить и то, что сфера здравоохранения отличается заметной инновационной «дистрофией». Об этом можно судить как по программам информатизации, так и по материалам научно-практических конференций. Поэтому очень важно составить верное, приемлемое и, в частности, понятное представление о системе САНИ [ ], которое не отторгалось бы общественностью, положительно и активно воспринималось бы большинством исследователей-созидателей и особенно теми, от кого зависит состояние и развитие конкретной области.
3. СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СТРАТЕГИИ
«...качественные выводы, а не точный количественный
результат, является первым и, может быть, основным итогом поиска»
Акад. Н. Моисеев
В содержательном плане , в первом приближении, структуру С. можно представить в следующем виде;
С = Ц – И – Ср – Оср – Пд, (1)
ГДЕ: С – Стратегия, высшего уровня;
- Ц – Цели развития, социальные и личностные;
- И – Идеал, социальный и личностный:
- Ср - Средства, определяющие выбор и возможности реализации С.;
- Оср – Основы структуры реализации С.;
- Пд – последовательность основных действий, необходимых для формирования и реализации С.
Это базовые и вершинные социально-личностные понятия давно нуждаются в серьезном и системно полном исследовании их существа, в конструктивной разработке представления их качественной структуры, необходимой для разработки созидательной С., способной эффективно растить и реализовывать весь потенциал Жизни на Земле, в целом и в частности каждого человека, а в конце концов и живого существа. Эпизодические «наскоки» многих авторитетных авторов ни в коей мере не удовлетворяют, требованиям, острейшим задачам современности, в условиях перехода от стихийно идущего социального развития на уровень С., научно научно обоснованной и разработанной на основе активно-массового Добра, Истины, Красоты, умело планируемой и реализуемой. А, следовательно, с предсказуемыми и позитивными результатами для Жизни и Человека. Это первейшая и острейшая Задача современности, тех, кто может способствовать ее решению.
Ясно, что эта Задача не может быть решена в этой работе. Но некоторые начальные результаты, позволяющие лучше увидеть основы и структуру С. показать нужно
4. ЦЕЛЬ
Исходной задачей и глвным стержнем разработки С. социальной системы (человечества) является ее Цель. Этот, казалось бы, очевидный факт оказывается далеко не очевидным, если судить по общепринятой личностной и социальной практике.
Нужно достаточно убедительное обоснование особой важности и, более того, важности решения этой задачи – постановка Цели.
Важность наличия цели определяется тем, что достойная цель является очень существенным условием генерации, роста и реализации социальной энергии личностного и социального уровней и их синергии. Причем из великих целей вырастают и великие энергии. Это давно замечено многими выдающимися людьми. Ф.Шиллер верно заметил: «Человек вырастает по мере того, как растут его цели» (Сразу добавим – и социум!). Д.м.н. Попова Л.А. заметила [ ], что смысл и цель жизни человека, общества является системообразующим (т.е. человека и социообразующим). Для человека (семьи, социума) самым мощным, гармонизирующим фактором является высокая, благородная, долгосрочная, осознанная цель жизни, деятельности.
Тоже самое можно сказать и о народах, государствах, цивилизациях. В развитие мысли Шиллера, которую можно считать социальной формулой, естественно следует, что качество цели является важным и возможно высшим мерилом социальной системы. В том числе и человека.Которое, конечно, надо дополнить и рчдом других его, мерило, составляющих.
В тоже время цели являются и исходным условием эффективности. Первый принцип производительности – точно поставленные цели и идеалы. (Г. Эмерсон, Двенадцать принципов производительности). В самом деле: «В основе любого управляемого процесса лежит понятие цели. Безцельного управления не существует. Нет цели – нет управления. Этот альфа и омега теории. Поэтому употреблять термин управление можно лишь тогда, когда есть четко поставленная цель...
В технических системах цель задается извне – она является важным фактором . А вот в общественных системах, например, экономических, все наоборот, цель не задается, а вырабатывается самой системой. Более того,формирование цели (или целей - авт.) – одна из важнейших функций, которая определяет развитие системы. От того, насколько правильно выбрана цель судьба»¹ и будущее.
Характеризуя цель в целом , отметим, что главное ее качество – цель должна быть объективно верной, а, видимо, главной качественной особенностью является то, что она должна произрастать и стремиться к максимально полному, в качественном и количественном отношениях, развитию всего спектра живых существ, каждого отдельного человека, народа, цивилизации в целом.. На основе активного симбиоза (резонанса, а потом и синергии)) активного Добра, каждого и вместе [ ]), Истины. Социальное и личностное движения должны идти по траектории, обусловленной нормальной, левосторонней спиралью. Когда духовное и нравственное развитие опережает, ведет материальное (как было до XVIII в. – Ф.Шиллер, А. Швейцер). Но не наоборот – как в случае с правосторонней спиралью [ ], ведущей к отрицанию сначала личной и социальной, а затем – всей Жизни. Сейчас момент цивилизационной бифуркации и проблема выбора стоит предельно остро. Результат зависит от много, от многих. И, как показывает История, трудно сказать от кого конкретно он будет зависеть больше... Тем более, что в ситуации бифуркации он может зависеть и от одного человека (А. Пригожин)
5. ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛ ЧЕЛОВЕКА, СОЦИУМА - ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ИХ НОРМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Главнейшей задачей и особенностью высокоорганизованных систем, является разработка цели, идеала и траектории движения к их все большей и полной реализации, совершенствованию и развитию²[ ]. «Идеал справедливого общества формирует духовность личности, без которой
_______________________________
¹ - Н. Моисеев, Как приблизиться к ноосфере, Химия и жизнь,1989, №6,7,8
² - Заметим важную особенность высших целей и идеалов – их принципиальную недостижимость. Они, как и горизонт, при приближении удаляются. Т.к. в процессе реализации (приближения к ним), одновременно идет процесс их уточнения, повышения требований к ним, они становятся более всесторонними, всеохватными, системно полными, более совершенными и синергетичными, гармоничными, Красивыми. Что, в конечном счете, окончательно недостижимо. Поэтому не редкий разговор о конце развития при достижении Идеала (Цели) не имеют под собой Конструктивной основы.
действительно свободный здоровый труд невозможен. Отсутствие нравственного общественного идеала разрушает индивида и общество» [ ]. Но особо опасна ситуация, когда работающий идеал объективно (в первом приближении- научно-исторически)) не верен или, того хуже, является антиподом.
Это тем более важно в условиях: - глобализации (информационной, финансовой, культурной), массового отхода (не в развитие, а в отрицание) религиозной морали и, даже ее развращения, активного и массового развития и распространения антикультуры [ ];
- все большей значимости «человеческого фактора», личностного и МАССОВОГО;
- когда «фантастический прогресс технологий привел к гигантскому увеличению свободного времени»... и это «главное условие прогресса цивилизации и развития, духовной и физической культуры превратились в фактор разрушения... индивида и социума... в силу бездуховности (сейчас вернее антидуховности – Авт.) общества» [ ].
Главное в культуре постоянная выработка достойного идеала, способного развивать и реализовывать весь потенциал всех людей Земли, всей ее Жизни и его постижение-реализация. А.Швейцер, Прометей XX в., считал: «Главное в культуре – не материальные достижения, а то, что индивиды постигают идеалы совершенствования человека и всего человечества, и в своих взглядах (и деятельности – Авт.) постоянно руководствуются этими идеалами лишь в том случае, если индивиды в качестве духовных сил будут работать над совершенствованием самого себя и общества, окажется возможным решать порождаемые действительностью проблемы» [ ];
Идеал является важнейшим и незаменимым созидательным средством. Еще Цицерон показал это на примере идеального оратора: «Т.к. нам предстоит рассуждать об ораторе, то необходимо сказать об ораторе идеальном,- ибо невозможно уразуметь суть и природу предмета, не представив его глазами во всем совершенстве, как количественном, так и качественном... Этот идеал есть цель и стимул развития красноречия (личности, общества, системы – Авт.)» [ ].
Эту же важнейшую социально-личностную созидательную функцию идеала показал известный теоретик изобретательства Г.С. Альтшуллер, разработчик теории и алгоритма решения изобретательских задач: "Мышление изобретающего человека имеет характерную особенность: решая задачу, человек представляет себе усовершенствуемую машину и мысленно изменяет ее. Изобретатель как бы строит ряд мысленных моделей и экспериментирует с ними. При этом исходной моделью чаще всего берется та или иная уже существующая машина (система — В.Д.). Такая исходная модель имеет ограниченные возможности развития, сковывающие воображение. В этих условиях трудно прийти к принципиально новому решению.
Если же изобретатель начинает с определения идеального конечного результата, то в качестве исходной модели принимается идеальная схема — предельно упрощенная и улучшенная. Дальнейшие мысленные эксперименты не отягощаются грузом привычных конструктивных форм и сразу же получают наиболее перспективное направление: изобретатель стремится достичь наибольшего результата наименьшими средствами... Последовательно продвигаясь от конца к началу, мы решили задачу, не сделав ни одного бесполезного шага.
Правильно сформулировать идеальный конечный результат — значит надежно выйти на верный путь решения задачи." [ ]. (1) Ведь «цель всякого изменения, если оно сообразно природе вещей, состоит в том,чтобы реализовать в каждом организме идеал его рациональной сущности»[ ].
Идеалы Человека и Социума должны формироваться, развиваться и реализовываться на основе и в процессе постижения Истины-Добра-Красоты, действуя благодаря синергетической организации Жизни и освоения ее Гармонии. Причем их созидание, развитие должны идти не только с помощью научно-технических и личностно-социальных средств, но, что очень важно, и с активным их освоением, развитием с помощью средств, которыми располагает Искусство.
Очевидно, что каждой высокоорганизованной системе (человеку, отрасли, цивилизации и т.п.) необходима система идеальных целей и идеальные пути к ним. Это является важнейшей задачей нашего времени и в частности, прогнозирующей системы. Конечно эта задача всегда была и будет важнейшей, но сейчас — особенно. Это отмечается многими авторами. Один из честно мыслящих западных деятелей заявил [ ] (2): мы мчимся куда-то на неуправляемом поезде. Это неплохая и правдивая характеристика неопределенности вектора движения современной цивилизации.
Только на основе гуманных принципов, использующих научно-техническую революцию в интересах человека, мы в состоянии обеспечить всестороннее развитие личности, осуществить в полной мере высокие и благородные идеалы реального гуманизма. Эту же мысль отмечает и член-корр. АН СССР И.С. Шкловский: "Речь идет об обыкновенных прогнозах основных тенденций развития общества на несколько столетий вперед. Тем не менее уже сейчас было бы правильно наметить хотя бы в самой общей форме основные вехи будущего развития общества на Земле...
... Между тем эти вопросы у нас серьезно не разрабатываются. И пока в столь отдаленное будущее заглядывают как у нас, так и за рубежом только писатели-фантасты...»
6. СРЕДСТВА И РЕСУРСЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ
Если первые две составляющие С. являются задающими, определяющими ее назначение и характер, то остальные определяют базовые и основные Средства и ресурсы, определяющие возможности и успешность ее реализации, а также . Последовательность действий, ее пути.
Представляется очевидным, что если особенности средств можно и нужно показать уже в предварительной работе, то ее Структура и Последовательность . должны разрабатываться уже с учетом конкретных людей (ответственных за разрзботку и реализацию) и социально-политических условий..
Ясно, что любая стратегия выбирает необходимые средства под свои цели-задачи.и дух.
Но, все очевидней и опасней другое: - цели по большому счету, т.е. объективно, уже определены и их надо «только» сделать максимально широко известными.и доказать-показать их необходимость-реализуемость. Конечно, если земной социум предпочитает процветание (или хотя бы выживание) уничтожению Жизни или , в лучшем случае – возвращение к одноклеточным;
Проблема в том, что власть, элита, как и любая власть, обслуживающая ее бюрократия, для того и создаются,сохранять принципиальные основы и цели современного социального устройства. Т.е., фактически, в продолжении ускоряюще-углубляюще-расширяющего движения к социально-исторической катастрофе. А вневластное большинство и здоровая, способная выздороветь часть элиты не видят Средств, а соответственно и Путей, способных позволить выйти из современной ситуации. К тому же современное состояние возможностей получения новых знаний, умений, систем, когда участники поиска ограничены исключительно поиском сиюминутной максимальной выгоды, и поэтому эгоизмом, атомизацией сознания и отношений, а, следовательно, лишая способности-возможности использования наиболее эффективной и целесообразной синергетической организации поиска путей и средств совершенствования Жизни, выводит развитие из русла Прогресса, гармонии Вселенной, ведет к антикультуре, антиразвитию, и, в конце концов, к самоликвидации [ ].
Этот антипрогресс¹ с помощью научной методики, накопленных знаний-умений и располагаемыми сейчас государствами, корпорациями и частными лицами гигантскими ресурсами (причем расходование их последними практически никакими демократическими институтами не контролируется и ведет к ускоренному росту качественно разных способов-возможностей негативного и разрушительного влияния на личностное и социальное развитие. Кстати, акад. Н. Моисеев писал: «... вступили в эпоху, когда один человек может сделаться источником бедствия для всего остального человечества» [ ].
Общей экономической основой негативного развития мира («Программа цивилизации провалилась. Совесть потерпела крах», Шпигель, конец ХХ в.) является факт, отмеченный Ж.Ж. Руссо: «Нет такой законной выгоды, которую не превысила бы незаконная». Т.е. незаконная деятельность давала и дает больший или значительно больший коммерческий (не экономический!²) результат.
Сделать действительную, полезную экономику более эффективной и коммерчески, чем «экономику» выгоды³ – важнейшая задача С, а, следовательно, и поиска соответствующих средств. Это одна из основных, базовых задач, определяющих способность и эффективность С. развивать, реализовывать и использовать наилучшим образом и наиболее полно все виды позитивной социальной энергии.
__________________________
¹ - Антипрогресс- прогресс – развитие сокращающее и уничтожающее потенциал и возможности деятельности и жизни человека, социума, Жизни в целом. А не развивающее их количественно и качественно, т.е. делающее их все более качественно разноплановыми, насыщенными, всеохватными, эффективными → синергетичными → гармоничными → красивыми (истинно добрыми).
² - Социальная функция экономики – обеспеченик жизни, а не делание денег! Это совершенно разные задачи.Например, торговля наркотиками дает баснословную прибыль. Но причем здесь жизнь?! Тоже можно сказать о фармацевтике, вместо здравосозидания-закаливания организма. О накаченных азотистыми удобрениями арбузах... Список сейчас бесконечный...
³ - Для этого имется достаточно оснований [ ].
Но в любом случае для С. важно видеть развивать весь (максимально полно) спектр располагаемых и предполагаемых сейчас основных и базовых средств. Представляется верным к основным стратегически важным средствам социального и личностного обеспечения и развития социального движения отнести следующие (Табл.1)
Таблица 1.
Основные ресурсы и средства¹ (энергии)
(которыми располагает человек, человечество для жизни и деятельности)
Таблица 1-1.
① ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
1₁. Естественные:
Физические
- полезные ископаемые - твердые, жидкие, газообразные, частицы
- энергия Земли – ветер, волны-приливы, внутренняя энергия Земли (тепловая, колебательная), электромагнитная, гравитация и их производные (смерч, полярные сияния, шаровые и другие молнии), атмосфера и ее структура;
- возможности ( «таланты») неживого мира (различных полей, частиц, атомов, нанообразаваний, молекул, физических структур)
Биологические
– Жизнь в целом, климат
- Плоды лесов, полей, пустынь, гор, дары морей-рек,
- Ресурсы лесные, водные, полевые, горные. пустынь
– природные таланты живого мира, людей (от клеток и органов до целостных особей и их систем)
Географические
– площадь,
– климат. природные условия.
- соседи
Космические
- полезные ископаемые, условия, энергия, явления и тела макро и микромира;
1₂. Искусственные (природно-социальные)
Макромир
– физико-химические процессы, явления, устройства, системы (мини, макро, мега,и космические)
__________________
¹ - Ресурсы – наличие (отсутствие) полезных ископаемых; финансов, знаний, здоровья, умений, инноваций, сотояний духа (социальных, личностно-семейных, организаций и др.) в качестве «горючего» для функционирования средств.
Средства - механизмы, системы для обеспечения личностно-социальной деятельности: Образование, Просвещение, Экономика, нравственной, здравозозидательно-охранительной и инновационной деятельности, Оборона, Законность, Транспорт, Связь, Производство, Наука (Исследовательская, Созидательная), Искусство и т.д..
Микромир
- Ядерные, термоядерные, аннигиляционные процессы, явления, устройства, системы
- нанопроцессы, явления, устройства, системы
- биологические: процессы, явления, устройства, системы, существа, таланты (особые возможности, выявленные и развитые в конкретных социальных условиях – количественные и качественные)
- космические (средства, устройства, системы. Изделия
- гибриды этих уровней, составляющих (процессные, устройства, системы, изделия
② Социально-личностные средства, ресурсы (энергии) (Табл.1-2) нуждаются в предварительном пояснении.
Социальная энергия (ресурсы, средства) – мало изученныйⁱ (и мало изучаемый) вид обеспечения социально-личностного движения, обладающий особенностями,, которые нельзя не учитывать, планируя ее наибольшую и эффективную генерацию, развитие и позитивно-эффективное использование для сохранения, развития Жизни (личностной – каждого человека, социальной, животно-растительного мира, искусственных систем)..
Эти особенности социальных средств и ресурсов (видов социальной энергии) определяются их могуществом, мощностью (разноплановостью,масштабом воздействия) в силу резонансного характера влияния внутренних социально-личностных подсистем. Исторически , происходит так, что даже один человек (совсем не обязательно обладающий властью и финансовой мощью, способен изменить ход истории (ученый, изобретатель, политик, воспитатель, разведчик, простой человек)²!
Чувствительность социально-личностного движения, особенно сложных социальных систем, наиболее характерна в точках его бифуркации (А. Пригожин).
Жизнь доказывает необходимость учета особенностей социального положения (возможностей) разных людей, групп, организаций, государств и даже регионов)³, находящихся на очень разных социальных уровнях. И то, что критически важным может оказаться любой (!) человек (организация,... – инновационная единица) и его (ее) идея, разработка, информация. Поэтому стратегически, принципиально очень важно различать-видеть эти особенности с тем, чтобы создать соответствующие необходимые личностно-
________________
ⁱ - Малоизученность социальной энергии – в плане организации, технологии, духа и социально-личностного обеспечения ее планомерной, максимально возможной подготовки генерации, развития и эффективного, позитивного использования
² - Поэтому исторически важно, чтобы социальные условия способствовали в наибольшей степени позитивным действиям, а не только в соответствии с силой, властью, финансовыми и др. ресурсами.
³ - Т.е. заранее принципиально невозможно определить кто и на каком уровне окажется автором
социальные условия для своевременного восприятия, развития и эффективно- позитивного использования инициативы, в зависимости только от ее
объективной значимости, позитивности, а не от социальных возможностей предлагающего - автора-инноватора.
Более того, нужна, чрезвычайно актуальна и соответствующая¹ подготовка широчайших кругов населения (А. Швейцер, А. Печчеи, Н. Моисеев, Тоффлер)
(кого – цитату???), главных источников и пользователей социальной энергии, людей на всех уровнях, от достигших высших уровней развития до только начинающих этот путь, случайно нашедших-увидевших нечто важное-нужное. В современных условиях, повторяем, от любого из них может зависеть судьба – личная, и мировая. И они должны быть достаточно подготовлены-обеспечены на необходимом уровне, личностном, социальном для инициативной творческо-инновационно-нравственной позитивной деятельности. Действуя, как автономно, индивидуально и в коллективе (в семье, на работе, в инициативной группе), массово и зная какими располагает ресурсами, средствами, на что реально может рассчитывать.
Распределение, использование и генерация (или гашение) социальной (а вместе с ней и ее разновидности – инновационной) энергии, происходит по следующим социальным каналам: социальный, личностно-семейный, социально-личностный, социально-массовый.
Потенциал, которым располагают социум, каждая социальная организация, личность-семья, может быть распределен по разному. Но есть и нечто общее, от которого решающим образом зависит будут ли эти возможности, особенно социальные и личностные энергии, действия использованы синергетически-гармонично², для блага всех землян, всей Жизни, Разумной Вселенной [ ], или в узких, в конечном счете, самоубийственных интересах³ части землян.
Имеющийся и создаваемый потенциал социального движения используется для обепечения Свободы, которая имеет два вида, два разных качества:
- Свобода «ОТ»;
- свобода «ДЛЯ».
Эти принципиально разные виды свободы определяют и способ, вид деятельности (табл. 2), или его отсутствие (например: отшельник, монах, Обломов).
_____________________________
¹ - Сейчас особенно важно освоение инновационной культуры, соответствующей требованиям и возможностям времени
² - Следовательно, многократно увеличено, количественно и качественно. Т.к. эффект резонанса состоит в том, что ②х② → ∞. А антирезонанс- столь же эффективно разрушает.
³ - Т.к. их интересы отрицают всестороннее, гармоничное развитие (вместо него – разложение) Личности, Экологии, Добра [ ], а вслед за этим и социума, жизни (что уже происходит ускоренно-массово-масштабно), объективных задач Вселенной.
Таблица 1-2
② Социальные ресурсы и срадства
№№
п/п
|
РЕСУРСЫ
|
СРЕДСТВА
|
1
2.
3.
4
5.
6
7
8.
9.
10
11
12
13
14
15
16
|
знания
умения
финансы
человек
здоровье
идеи – инновации
законы
духовно-нравственная атмосфера(отношения)
технологии, устройства, системы, для производства, деятельности
болезни
традиции
народа
личности, таланта
руководства
высшего руководства
|
Технологии, устройства, системы (производство,
деятельности)
Образование
Просвещение
Доставка грузов, сигналов (транспорт, связь)
Искусство
СМИ
Наука ( познание)
Инженерия (созидание)
Здравоохранение
Здравосозидание
Безопасность (военной, земной, космической, экологической, личной)
Система сохранения и активизации новых идей (инновационной, нравственной,,
экономической; личностной,. массовой и социальной деятельности)
Производство
Личности, лидеры, таланты
Народ
Социальное устройство¹
организации
|
________________________________
¹ - Принципиально важна степень качественного соответствия действующего социального устройства объективным требованиям к нему. С учетом исторического социального процесса и актуальной ситуации
ТАБЛИЦА 2
Свобода (частичная или стремление к полной¹)
I. Свобода «ОТ»
( социума, деятельности – особенно инициативной, нежелательных явлений, событий; свобода экономическая, совести, информационная)
- В социальном плане: от масштабных, глобальных и космических явлений, катастроф, войн
- В личностном плане: от социума: космической, глобальной, национальной, производственной, личностно-семейной деятельности
- От личностных и семейных катастроф
II. Свобода «ДЛЯ»
(активной деятельности на всех уровнях, во всех качествах)
- Познания (исследований) и Созидания (развития, совершенствования) Жизни²
- Сохранения и Безопасности
- космической, глобальной, национальной, производственной, личностно-семейной деятельности
- Потребления
- обеспечения жизни (биологической, социальной)
- удовольствия (физического, духовного)
- удовлетворения (гражданского, инновационного, творческого, спортивного)
- Радости (праздники, достижения)
- Возможные виды деятельности (в зависимости от вида (типа) обеспечения реализуемой свободы.
7. Об основном направлении становления и развития современной Стратегии
(объективно необходимом)
Важнейшей особенностью и первейшим отличием требуемой современной С., является ее глубокое, принципиальное отличие, причем не только в поставленных Целях и создаваемых Идеалов, а в тех составляющих имеющегося и растущего, способного к неограниченному росту важнейшей его части. потенциала, которые составят его главную, «ударную», рабочую силу. А, следовательно, и какие средства и ресурсы (включая имеющиеся и требующие созидания, социальные механизмы) нужны, будут использованы,
______________________________
¹ - Частичная свобода на всех уровнях должна быть обеспечена, как необходимое условие инициативыной деятельности, самостоятельности, без которых развитие невозможно. При нормальной социальной организации практически полную свободу надо свести к минимуму.
² - Обеспечение должно быть реализовано для всех уровней: социального, личностного, лично-социального, социально-массово
которые смогут наилучшим образом сформировать,, развивать использовать эту часть возможностей социального движения и т.о. обеспечить реализацию избранной стратегии с минимальными потерями и с наилучшим социально-личностными и экологическими положительными результатами.
Что же сейчас считается решающим звеном, средством развития, причем очень широким кругом специалистов, причем из разных областей деятельности?
В наших работах [ ], начиная с 80-х годов, многократно и многопланово, на основе стремления к системно полному анализу, показано огромное, первостепенное значение инновационного развития и радикального совершенствования социально-личностного обеспечения генерации-развития-реализации-использования творческих результатов и активно-инициативной широчайшей нравственной деятельности, и взаимно необходимого, неразделимого союза-синергии социальных механизмов для такого обеспечения. Это настоятельно требуется для результатов разного тира, но особенно для имеющих принципиально новый, инновационно, научный и информационный характер (которые во многом определяют «лицо» инновационной сферы и требования к ней и социума, и творцов нового) и к тому же, нередко, определяющих характер, направление и реализуемость С.. Но они то как раз и, как правило, не имеют возможности и развиваться, и реализовываться [ ]. А потому чрезвычайно затруднена и их генерация. В этой работе, чтобы избежать сугубо личного видения, которое кому-то может показаться односторонним представлением, изложим мнение иных авторов. Это особенно существенно в плане поиска главного средства развития, решающего звена цепи, за которое надо ухватиться и которое надо безотлагательно подготовить, и учитывая присущие современности большие надежды на бизнес (при этом обязательно нужно отличать эту часть активного населения от предпринимателей):
- Н. Винер (отец кибернетики), буквально заклеймил современное отношение к науке: «Бизнес, возможно, и осознал необходимость долговременного риска при условии, что он заранее рассчитан; не ни один риск по самой своей природе не поддается столь трудному расчету, как ожидание прибыли от новых идей. Мы живем в век, когда мотивы прибыли часто (а сейчас - обычно, в основном или даже только! - Авт.) экзальтированны даже вплоть до подавления всех основных стимулов.
Ценность идей для общества измеряется в долларах и центах, а ведь доллары и центы обладают преходящей ценностью по сравнению с новым идеями. Открытие, которое сулит практическую пользу лишь пятьдесят лет спустя имеет слишком мало шансов на благосклонность тех, кто платит за работу, ведущуюся над ним. А между тем, если бы подобные открытия не были сделаны и мы продолжали бы зависеть от уже существующего, то мы распродали бы наше будущее и будущее наших детей и внуков» [ ];
Ценность идей для общества измеряется в долларах и центах, а ведь доллары и центы обладают преходящей ценностью по сравнению с новым идеями. Открытие, которое сулит практическую пользу лишь пятьдесят лет спустя имеет слишком мало шансов на благосклонность тех, кто платит за работу, ведущуюся над ним. А между тем, если бы подобные открытия не были сделаны и мы продолжали бы зависеть от уже существующего, то мы распродали бы наше будущее и будущее наших детей и внуков» [ ];
- Известный российский миллиардер М. Прохоров: «...бизнес ленив в смысле инноваций и не очень хочет ими заниматься. Для достижения какого-то пусть временного, но монопольного положения за счет инноваций, нужно придумать новую технологию (заметим, что и здесь речь не идет о новых изделиях, инновациях типа «знаю-что» [ ] - Авт.), использовать новые материалы, создавать новые рынки, а это тяжело»¹;
- негативное мнение о заинтересованности бизнеса в инновациях высказали также д.э.н. В.П. Соловьев и к.т.н. А.С. Попович [ ].
Он совершенно не проявляет интерес и к радикальному совершенствованию инновационной системы и культуры, но становление которых способно на порядки повысить качество и количество инноваций, вовлечь в инновационно-нравственный, а вслед за ними и благодаря им – в социально-экономический, политический процессы, широчайшие круги и все слои населения. Что очень важно и для ликвидации безработицы, и для человеческого роста Человека. Однако, в противном случае, возможно только опаснейшее углубление и расширение (географическое и сущностное) Кризиса.
Современная практика инновационной деятельности показывает, что «...львиная доля общения строится вокруг сиюминутной прибыли, оно воспринимается как бессмысленное и не нравственное. Умно только то , что прибыльно в данный момент.» Не увидишь представителей бизнеса и на многочисленных конференциях по проблемам инновационного развития.
Больше, но бюрократично, интересуется этими проблемами государство. Хотя для инноваций-идей бюрократизм - самое верное средство для прекращения действенной инновационной деятельности, системы.
Но, может быть, инновации, инновационное развитие и не нужны!? Уместно напомнить некоторые соображения по этому поводу:
- о значении инновационной системы: «Удивительный вывод сделали ведущие американские ученые-экономисты. Самым важным научным достижением XX века, оказавшим наибольшее влияние на развитие общества, они назвали не полет в космос и ядерную энергетику, не телевидение и Интернет, не открытия в генетике, а создание национальной инновационной системы» «Российская научная газета» (4.07.03);
- о значении знаний и умений их осваивать: «Преимущества в конкурентной борьбе уже не определяются ни размерами страны, ни богатыми природными ресурсами или мощью финансового капитала, теперь все решает уровень (и качественные особенности – Авт.) образования, объем накопленных обществом знаний,
_____________________
¹ - И. Имамутдинов, В.Фадеев, Снять патологию системы (интервью с М. Прохоровым), Эксперт, №. С. 20 г
а посему совершенно очевидно, что в ближайшие годы, процветать будут те голсударства, которые сумеют (и умений – Авт.)» (Фарель, Мандар, Пенкар);
- «...придавая стратегически решающее значение инновационной культуре, как состоянию высокой восприимчивости людьми новых идей, их способности и готовности (добавим: а также социально-личностной возможности, обеспеченности - Авт.) к поддержке и реализации новшеств», «Хартия инновационной культуры», принятая в Российской Федерации (2001 г);
- в Китае инновационное развитие стоит на одном из первых мест, а если судить по докладу руководителя страны – на втором, после экономического. Но весь доклад пронизан инновационной проблематикой. В этом докладе на съезде КПК (2013 г.) лидер страны выделяет следующие важнейшие положения: «... Во-вторых, осуществлять стратегию стимулирования развития посредством инновации. Научно-технической (и социально-технологическо-организационной - Авт.) инновации, как стратегической опоре в повышении уровня общественных производительных сил и совокупной государственной мощи требуется отводить центральное место во всем процессе развития страны. Важно... ускоренно создавать государственную инновационную систему... Совершенствовать систему интеллектуальной инновации... сосредоточивать ум и силы всего общества на развитие за счет инноваций».
И даже в первой, экономической части доклада, уже мощно звучит инновационный мотив: «...важно специально пробуждать новую энергию к развитию...специально наращивать новые движущие силы, стимулирующие развитие за счет инноваций» [ ].
- Стратегически абсолютно, первостепенно важно и тактически остро актуально то, что ВЛАДЕЮЩИЙ ИННОВАЦИЕЙ – ВЛАДЕЕТ БУДУЩИМ! Более того – КАКОВЫ ИННОВАЦИИ - ТАКОВО БУДУЩЕЕ!? (В. Джелали)
В целом ситуация в мире являет собой полное соответствие с поговоркой; «Куда ни кинь, всюду клин!». Действительно, движение всех составляющих жизни заклинивает не только устаревшая, но и одряхлевшая, забюрократизировавшаяся и «обесточенная» стремлением исключительно к выгоде и власти (а не пользе и науке-Истине) инновационная система. Процесс не идет без давно и чрезвычайно остро требуемых идей, разработок, требующих, как правило, радикальной новизны. Но современная инновационная система не способна обеспечить не только реализацию и и, но использование, но и этапы генерации, социального развития инноваций состояний, предшествующих реализации, без которых и реализационный плод не вырастет и авторы, способные его родить-созидать. Поэтому и результаты всех громко заявленных попыток Евросоюза, России, Украины, США, да и Китая – очень далеки от провозглашенных, так желаемых, более того – совершенно необходимых!
Конкретное проявление острой необходимости радикального совершенствования инновационного механизма (личностного и социального, а на самом деле – личностно-социального) очень многопланово. Отметим некоторые из наиболее важных.
В научно-техническом развитии, лидирующей сфере деятельности человека и человечества, все более значимыми становятся новые направления – коэволюция ранее совершенно не связанных областей исследования, созидания и универсальность решений, создаваемых систем, устройств¹.
Особую группу проявления универсальности, даже всеохватности, составляют информационные и нанотехнологии, системы имеющие инфраструктурное назначение и гиперструктурное значение. Зияющей дырой, в сравнении с уровнем достигнутым ИКТ и нанотехнологиями, являет отсталость (и не только отсутствие прогресса, но и значительное падение качественных характеристик) технологий и организации работы с инновационной информацией и ее носителями. Восприятие инновационной информационной технологии сохранения и активизации новых идей (ИИТ САНИ) отличается принципиальной многофакторной новизной, а, следовательно, значительной информационной, инновационной и научной емкостью, что-то чрезвычайно затрудняет ее социальное развитие в рамках действующей инновационной системы. Хотя значение ее высоко оценили акад. В. Глушков, (на встрече с ним), В. Могила (нач. отдела науки Минавтотранса УССР) [ ], в Рекомендациях [ ], приняты на Киевском Симпозиуме проводимом в соответствии с Программой ЮНЕСКО, принятой в Будапеште (1999 г.) [ ]. Высоко оценили эту систему и многие крупные ученые, специалисты .
Система САНИ в современных условиях является стратегически особо важной, в ее функционирование одним из первых условий начальных средств разработки и реализуемости, ее качественно позитивных, созидательно- развивающих личность и социум, результатов объективно необходимых тактически и стратегически.
Это определяется тем, что эта система органически включает в себя и способна обеспечить (организационно и материально-технически активную и массовую личностно-социальную инновационную деятельность с минимумом обязательного стационарного аппарата, но, так или иначе, способного бюрократизироваться (даже несмотря на предусмотренные специальные механизмы борьбы с этим явлением,
__________________________
¹ - Универсальность совершенно необходима для дальней космонавтики, как в силу жестких ограничений на количество массы к месту назначения, так и оторванности от земных средств обеспечения. (например, для обеспечения здоровья совершенно необходима именно полифункциональная кабина, способная тестировать, лечить и обеспечить многостороннее закаливание организма [ ]. То же можно сказать и о средствах связи, локальной транспортировке, исследовательского оборудования. Полифункциональность заметно проявляется в устройствах пришедших на смену телефону, ЭВМ.
но все-таки, заметим, способными на радикальную борьбу) и с постоянно-неразрывной включенностью в ее деятельность активной массовой нравственной составляющей, обеспечиваемой на базе инновационного процесса (в рамках, на основе системы САНИ). Без этого симбиоза, их сингулярно организованной деятельности, не решить первейшую задачу поворота инновационного процесса и его результатов в направлении и в интересах Созидания.
Без этого даже полезные идеи (а вместе с ними и полезная экономика, основа здоровой жизни) теряют способность не только развиваться-реализовываться, особенно на начальных стадиях, но и рождаться. И, прежде всего, это касается стратегических, принципиально новых, инициативных, многофакторно коэволюционных – составляющих новую эру нашего развития.
Это делает систему САНИ актуальным фактором первостепенной важности для ориентации, актуализации и развития личностной и социальной энергий в интересах созидания Личности, Социума, Жизни, объединения разрозненных и, зачастую, совершенно недостаточно развитых -обеспеченных сейчас, позитивных усилий людей и организаций.
Действительно, решающим фактором преобразования «экономики прибыли» в «экономику пользы» [ ] (реальную, действительно, объективно нужную людям экономику) и развития Жизни (а не ее отрицания) является система САНИ. Еще лауреат Нобелевской премии по физике П. Капица подчеркнул первейшее значение для (социального и экономического развития) экономики США принципиально новых устройств [ ], а с их помощью и возможностей человеческого развития [ ]. Т.е., следовательно, речь должна идти о генерации, развитии и реализации типа «знаю что» [ ]. Что требует особенного, не свойственного современной инновационной системе, подхода. Учитывая особенности генерации, развития и реализации такого рода идей-разработок [ ], требующих особых методологии и организации ведения работы с ними, совершенно отсутствующих ныне в мире.
Тоже самое можно сказать и о социально-политическом развитии. С той только разницей, что идеи из этой сферы (социальные изобретения, открытия) в мире вообще не регистрируются (не патентуются, и таким образом не социализируются ). Хотя, в частной беседе представитель ВОИС (на специальной конференции в КПИ) согласился с такой необходимостью. Но должна быть инициатива государства!... Ясно, что если бы техническое развитие оказалось бы в такой ситуации, на современные фантастические результаты вряд ли можно было надеяться.
Важнейшей фундаментальной личностно-социальной стороной современного развития является институт участия народа в управлении крупных социальных структур. Недостатки современной государственной демократии, принципиальная недостаточность участия народа отмечали государственные деятели (президент ФРГ Вайцзекер, Чехословакии - Гавел), ученые (например – Э. Тоффлер. Причем он отметил, что это сейчас «не политическая роскошь, а первейшая необходимость» [ ]). То же можно отметить и в деле управления фирмами [ ]. Для развития деморатии, полноты ее наполнения и эффективности использования энергии кадров, народа, нужен механизм, способный обеспечить постоянное творческое и инновационное активно-инициативное участие широчайших кругов сотрудников, населения для подготовки целей (Тоффлер), планов, путей и средств их достижения-выполнения. А не только как винтик избирательного механизма.
В первую очередь нужен механизм эффективного, деятельного, массового участия, хотя и не всегда приводящего к окончательному результату [ ], как школы управления, организации, своевременного, инициативно-самостоятельного и качественного исполнения принятого решения, дающий опыт работы на всех уровнях ответственности (а идеи нередко и бывают такими) и среды, способной выявлять, развивать и выдвигать достойных лидеров (по уму, чести, знаниям-умениям, организаторским и другим способностям). Т.е. нужен социальный лифт [ ], доступный любому, независимо от возраста, социального и материального положения и т.д., но условием попадания являются творческие способности-результаты (возможности), инновационные способности и позитивная, эффективная деятельность.
Владеющий инновацией – владеет будущим!
Каковы инновации – таково будущее...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. - Ситуация в мире, по мнению многих авторитетных ученых, общественных деятелей (А. Печчеи, Бестужев-Лада, Н. Моисеев, А. Швейцер, Т. де Шарден, Тоффлер и многие другие), во многих отношениях носит предельно угрожающий характер. Однако в этих высказываниях, наполненных острой болью, связанной с угрозой небывалой катастрофичностью, причем даже для Жизни на Земле, нет конструктивных, реалистичных предложений, сквозь призму которых можно увидеть «свет в конце туннеля», механизмов, способных дать так остро необходимые результаты.
Нет технологически, организационно разработанного социально-личностного механизма, который кадров личностной и социальной энергией, материально и нравственно может обеспечить генерацию, рост и эффективную реализацию-использование позитивных, личностной и социальной, энергий, созидающих, а не разрушающих людей и общество, создающих - развивающих культуру [ ], условия для разностороннего, гармоничного развития, реализации получаемых при этом результатов на основе конструктивно-нравственно организованной сингулярности отношений, взаимодействия с другими людьми, организациями.
2. - Широко известна мысль о том, что нельзя решить частных вопросов, не решив общих. Вряд ли кто-нибудь, по крайней мере из осознавших сложность и опасность сложившейся ситуации, не согласится с тем, что необходимо разрабатывать качественно новую стратегию развития человека и человечества.
Время исторического детства, методологии проб и ошибок прошло, заканчивается, если, конечно, история продолжится. Пора учиться и переходить к научно-конструктивно обоснованному проектированию и планированию собственной истории. Располагаемые и вновь появляющиеся фантастические возможности, как личностные, так и социальные, резкий уклон в сторону активизации негативной и погашения позитивной социальной энергии, при одностороннем, негативном использовании и направленности научно-техничеких результатов, оставляет мало времени на раскачку, надежду на «авось» и на погоню за максимумом прибыли за минимум времени.
Тем более, если учитывая бифуркационное состояние развитие жизни на Земле: «...сложные системы обладают высокой чувствительностью по отношению к бифуркациям. Это вселяет в нас одновременно надежду и тревогу: надежду на то, что даже малые флуктуации могут усиливаться и изменять всю их структуру (это означает, что индивидуальная активность вовсе не обречена на бессмысленность); тревогу...». Но надежда может быть реализована, если будет работать защитный механизм, социальная имунная система, справляясь с вредными посылами (иннновациям - «микроорганизмами») и, наоборот, усиливая позитивные.
Разработка С. на основе исследовательски-конструктивного поиска-познания-созидания, на базе и в целях Добра не может и не должна быть плодом труда даже особо и разносторонне одаренного и подготовленного человека. Пусть даже гениального во вех отношениях. И даже государства, даже располагающего нужными кадрами, материально-организационными и нравственными возможностями, необходимыми для этой работы.
Хотя, конечно, некоторые основы этого направления человеческой и социальной деятельности будут заложены индивидуально. Но сама работа, в целом, - это задача, конечно, международная.
Однако, если судить по многочисленным прогнозам на 2000 год, они сводились, как правило, к научно-техническим достижениям. Но совершенно не касались ни социального развития, ни развития человека, личностного. Т.е. того, ради чего и сотворялся, существует социальный мир и что является оценкой качества его развития-состояния. Остановка социального развития - конец социально-политической истории (не говоря уже об антиисторическом движении. Как пути и средства ускоренного окончания [ ]), отсутствие, социальных и личностных идеалов, м объективно-исторически достойных, создаваемых на основе Истины, Добра и Красоты, выверенных исторически (как показала многократно сама История) и научно – верное средство вырождения личностного и социального, цивилизации в целом
В современных условиях, как это увидел и показал, например А. Печчеи. тем более учитывая постоянную смену руководства практически во всех государствах, а, следовательно, слабой заинтересованности в разработке предельно дальней, загоризонтной С. (думая о вечности – по Цицерону) и к тому же в общечеловеческих масштабах, такая работа в пределах государства вряд ли (п)окажется уместной, реальной.
Для начала работ над С. была бы очень значима инициатива и организация ЮНЕСКО. Это вполне вероятно, особенно, если учитывать и развивать новые обязательства науки, изложенные в Декларации о науке и использовании научных знаний. Ведь «...актуализация и развитие творческого (добавим: и инновационного, активного нравственного – Авт.) потенциала человечества – важнейшая задача современности».
3. - Ясно, что ожидать, когда будет создана и заработает система, необходимая для разработки и реализации С. не целесообразно и непозволительно. Ситуация, похоже, не позволяет.
Всходы, наверняка появятся и будут пробиваться в жизнь в разных местах, государствах, в масштабах всей планеты. Но не как отдельные звездочки, а уже как части единого процесса, как родники-ручейки, образующие могучую реку.
Нужно проводить деятельность, локализованную работу, сопутствующую пока предположительной С., но составляющую ее необходимые части. Т.к. многие принципиальные проблемы, цели и способы (средства, пути) их решения-достижения уже вполне определились. Перечислим некоторые из них. Нужна, в частности, деятельность:
- позволяющая получить системно и качественно полное представление о социальном и личностном движении, что позволит созидать объективно требуемые социальные системы и личностные качества. Потому что совершенно верно заметил замечательный философ ХХ века Э. Ильенков: «Прежде чем рассуждать, размышлять о том или ином предмете, нужно уметь удерживать его в представлении как некое целое, как образ». Но для этого, конечно, надо иметь средства, позволяющие создать этот образ. И некоторые возможности для этого уже есть. Разработаны они для космонавтики (использованы и для инновационной сферы ) и инновационной культуры [ ];
- способствующая кардинальному и системно полному совершенствованию инновационной системы и культуры. И, прежде всего, ее центральной составляющей – системы сохранения и активизации новых идей. В частности, речь должна идти и создании глобальной системы САНИ¹, необходимой для инициации,
_________________________
¹ - Письма на имя вице-президента ЮНЕСКО Юшкявичуса с таким Предложением были подписаны вначале директором УкрНИИНТИ д.т.н. Н. Тимошенко (был получен положительный, заинтересованный ответ), а затем акад. В. Михалевмчем (директор Института Кибернетики им. В. Глушкова), председателем Комитета по информатике при Комиссии по делам ЮНЕСКО, на имя ее председателя Макаревича. К сожалению, мы опередили развитие ЮНЕСКО, написав второе письмо раньше Будапештского форума и поэтому не добились понимания и поддержки у руководства Комиссии
социального сохранения предлагаемых и найденных, полученных творческих результатов, их методологически и организационно справедливой
сущностной оценки, последующего развития, обеспеченного, прежде всего, активной деятельностью широчайших кругов населения и организаций, эффективной и позитивно организованной реализации для использования этих результатов в интересах человечества и всех землян. Кстати, часть комплекса наших предложений - о создании Банка идей для ООН (ЮНЕСКО) - была положительно оценена Генеральным секретарем ООН Бутросом Гали (интервью к.ф.-м. наук В. Третьякова, Минск) [ ];
- по совершенствованию и существенному повышению¹ позитивности законодательной сферы и включенности всего спектра творческих результатов;
- по началу подготовки и выпуску «Энциклопедии талантов». Заметим, что человек, как существо универсальное [ ], обладает несчетным числом разных талантов: интеллектуальных, нравственных, инновационных, социальных, физиологических и многих других. Поэтому начинать надо с основного спектра, постепенно его дополняя, углубляя-расширяя;
- по созиданию, развитию и фунционированию системы формирования и активной нравственности (личностной и социальной).
Развитие осознаваемой нравственности имеет многовековую историю. Если же включить и ее источники, заложенные в животном мире и в каменном веке (см., например, «Этику» П. Кропоткина и многочисленные примеры дружбы и самоотверженности, и даже извечно враждующих или совершенно не связанных его представителей, показанные в жизни и Интернете), то эта история - древнейшая. Она дала поразительные результаты и взрастила замечательных людей, показавших высочайший уровень духа и деятельности. Однако прогресс в этой исключительно важной сфере, во многом определяющей совершенствование личности и социума не только значительно и недопустимо отстает от материального [ ] и требуемого достигнутым и вырастающим уровнем науки и техники. Более того – процесс вырождается в антикультуру [ , ]. Это происходит в решающей степени из-за отсутствия, совершенно необходимой для всякого успешного действия, специальной системы (технологии, организации, структуры и духа, наконец). Для организации и обеспечения возможности проведения соответствующей практики,
_________________________
¹ - Т.е. такое законодательное обеспечение инновационного процесса, которое способствовало бы повышенному вниманию и социально-личностному обеспечению позитивных (социально и личностно полезных) идей, разработок.
деятельности (причем, как эпизодической, так и регулярной). Которая, к тому же, совершенно необычна, как по целям, способам действия, так и «вознаграждения». Когда порой (или как правило, нужно больше отдать, чем получить и действоать не по указке, а по собственной инициативе и собственному разумению, на свою ответственность. Учитывая тот факт, что многие возникающие задачи и проблемы, требующие, нуждающиеся в нравственной деятельности, не решаются индивидуально (и даже коллективно, но требуют социальной деятельности), а также то, что даже поддающиеся индивидуальными усилиям требуют дополнительного (вне личных возможностей) обеспечения, становится очевидной необходимость создания некоей системы, позволяющей дополнить ресурсы, объединить усилия и реализовать идеи множества людей на пути созидания Красоты, на основе Добра и Истины во всех видах деятельности. Причем, начиная с ростков Нового, с инноваций.
Учитывать надо и то, что многие считают, что есть два варианта социального и личностного движения (неразрывно связанных, но качественно разных) В одном, современном случае, нравственность считается признаком отсталости-неразвитости и слабости, блажью, оторванной от реальности, качеством, мешающим добиться жизненного успеха. В другом – основой и целью развития общества (социальная нравственность) и человека (личностная), без которой он не только не может достичь сияюших вершин действительной Красоты, доступных универсальному Человеку, но и элементарно выжить. Ведь на самом деле Природа не дает такого выбора.
Т.к. первый, сейчас наиболее массовый, обеспеченный, организованный и активно развиваемый современной системой, однозначно и многими средствами (существующими и вновь создаваемыми) ведет к антикультуре, отрицанию Жизни [, ]. Причем развитие вроде и продолжается, но по траектории не животворящей, восходящей, расширяющей ареал Жизни – по левой спирали, а по нисходящей, правой, сокращающей и ареал и возможности Жизни, личности [ ].
Система САНИ, которая систематически и массово работает с инновациями и инноваторами в зачаточном или новорожденном состоянии (причем это состояние, как правило, характерно и для инновации и для автора), не может не использовать методологию материнского отношения (основанного на бескорыстной деятельности, помощи), не опереться на массовость такого вида деятельности. Это дает возможность людям и организациям проявить и развить себя на ниве Добра и Истины, дает соответствующую практику и опыт всем слоям населения, возможность рождения и ощущения нравственных чувств, их развития и достижения нравственных и социальных вершин [ ] В Библии, кстати, верно сказано: «Дети мои, станем любить не словом и языком, но делом и истиной» [ ].
Поразительный прогресс в сфере информатики используется сейчас как оружие массового поражения духа, формирования и развития массовой антикульткры, покорения и эксплуатации народов (своих и чужих) и государств.
Изучить, освоить и использовать технологию и организацию работы с авидой¹ не как мощнейшее орудие разрушения, а как необходимое средство созидания человека и социума, освоения и всестороннего позитивного развития синергии, как высшей формы отношений, борьбы с антикультурой – первейшая задача сегодняшнего дня;
- по созданию инициативных групп. Как по различным направлениям формирования и реализации С., так и по работе с ней в целом;
- по подготовке и проведению Праздника Прометея [ ], собирательного идеала Человека, создаваемого уже более 2500 лет лучшими умами и душами человечества. Только перечень участников этого процесса, и уровень их творческо-нравственного духа уже впечатляет. Образ созданный – одухотворяет, вдохновляет. Этот необычный прездник, который нужно проводить в традиции, в духе античных греков [ ], духовных учителей, родителей Европы, носит уже-даже не соревновательный характер (олимпийский – великий шаг к миру – отказ от кровопролития, от «Колизея»- гладиаторства), а основан и несет дух и работает для сотрудничества, взаимопомощи, сингулярности, гармонии-красоты созидания-совершенствования. Он нужен для консолидации, актуализации, «презентации» замыслов, результатов (хоть и промежуточных) творческой, инновационнной, нравственной – любой деятельности, направленной на развитие и расширение синтеза Добра и Истины, на пользу Человеку и Человечеству, Жизни. Т.е. различных проявлений и результатов позитивной социальной и личностной энергии Человека и социума, Красоты такой жизни и деятельности на всех уровнях и во всех сферах Жизни, результатов.
В сборнике тезисов докладов на конференции в КПИ (г. Киев), посвящённом 50-летию полета Ю. Гагарина, В. Терлецкий так закончил свои тезисы: «Сформулировать вдохновляющие цели для всех людей, живущих на планете Земля – важнейшая задача действительных лидеров современного человечества. Эти цели должны генерировать творческую (и организационную, инновационную, нравственную – Авт.) энергию современной цивилизации. В нашем мире очень много людей, готовых внести свою локальную лепту в дело преобразования мирового сообщества на началах истины, добра, красоты и пользы. Решение актуальных проблем современной цивилизации и разработка перспективных проектов ее развития – вот та реальная основа, которая сможет их организовать и сделать авангардной силой истории [ ].
_________________________
¹ - Авида (Автор + Идея) - элементарная инновационная частица. Часто нерасторжимая, особенно вначале, на стадии генерации, развития идеи. Закончим эту работу дополнением, сделанным сотрудником Института кибернетики, человеком большой души и многих талантов, Юрием Батлук к известному стихотворению Р. Киплинга «Человеку» (перевод С. Маршака):
Но если ты к тому ж не равнодушен
К всему, что происходит на Земле,
Сумел настроить помыслов и душу
На справедливость и в чужой судьбе
И если ты открыт для покаянья
За все в ответе проживя свой век, -
Вселенная – твое мой мальчик достоянье,
И более того – ты Человек!
Джелали В.И.
21.05. 2015 г. (11.30)
21.05. 2015 г. (11.30)
Комментариев нет:
Отправить комментарий