пятница, 12 февраля 2016 г.

МЕМОРАНДУМ


К ВОПРОСУ О ВЫРАБОТКЕ ОБЪЕКТИВНО ОБУСЛОВЛЕННОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ, КАК НЕОБХОДИМОГО И ПЕРВЕЙШЕГО УСЛОВИЯ ВЫЖИВАНИЯ И ПРОЦВЕТАНИЯ СОЦИУМА И ЛИЧНОСТИ 

ПРЕАМБУЛА

Проблема стратегии социального, личностного и массового (всеохватного) развития является практически нетронутой (и исследователями и, тем более, созидателями) целиной. Отдельные возделанные участки не изменяют картины в целом. Конечно, многое было сделано в рамках марксизма- ленинизма и многими самостоятельно действующими исследователями (В.Вернадский, Т.де Шарден, Н. Моисеев, Э.Тоффлер, Н.Холодный, Э.Ильенков и т.д.¹). Но все это не превратилось в системно полное научное направление и специальную сферу созидания, способных сформировать, разработать главный вектор направления современного развития и дать социально-личностные средства движения по этому вектору. Определяющей причиной такой, по общему мнению, критической ситуации, помимо социально-политических факторов, является отсутствие в этой сфере деятельности стремления (и даже понимания) к системной полноте и освоению технолого-организационного (т.е. созидательного, а не только теоретического) обеспечения, необходимого для решения хотя бы осознаваемых социально-личностных задач, и при верно поставленных целях. Даже выработка самого понятия стратегии, базовых и ключевых ее понятий (свобода [1], инновация² [2], социальное изобретение, демократия) остается вне поля зрения, как исследователей социально-личностного движения, так и тех, кто способен и понимает значение социальных систем и даже нарабатывает элементы, способные обеспечить созидание и функционирование будущего социума, формирование, развитие и деятельность Человека и его различных объединений. Это, кстати, отметил и акад. Н. Моисеев [3]. Однако возможность жить, рассчитывая в пределах «сегодняшнего дня» (15-20 лет, избирательный цикл практически входит в это понятие) все более жестко объективно требуемый социальным и личностным движением, способ их организации, развития-сохранения, становится нереальной [Бестужев-Лада].

Поэтому в начале работы попытаемся дать более объективно обусловленное, четкое и конструктивное понятие Стратегии (С.). Понятие С. имеет духовно-нравственные, качественные и содержательные составляющие.

Думается, что духовно-нравственные составляющие системы Стратегия, можно (формировать), образно назвать «маяками», стратегическими, методологическими указателями, помогающими в выборе средств, способов их использования и путей в развития человечества-человека. Они формируются на основе неких высказываний различных личностей, которые являются фактически социальными формулами (в чем-то сродни физико-математическим), определяющими эффективность, позитивность и объективность деятельности в природно-социально-личностной среде. 

_____________________________

¹ - См., например, сборник «Космизим и экология»
² - Стратегически особо важый термин. очень широко употребляемый. Но его определение (обычное, законодательное) совершенно не соответствует картине этого объекта-субъекта социально-личностного мира [4]. В связи с этим покажем основу его существа, опредепяемую понятием инновационного цикла (Рис.1). Инициация (I) —► генерация (частично)(II) —► далее социальные: сбор авид (III) —► прием (IV) —► сохранение идей (V) —► защита (юридическая, организацион­ная, технологическая)(VI) —► оценка (содержательная и социально-коммерческая) (VII) —► активизация2 —► развитие по существу, по форме, организационно, для улучше­ния восприятия) (VIII) —► реализация (IX) — использование (позитивное) (X) —► консервация (утилизация) (XI). 

Хотя, и иное не существенное изменение, бывает очень революционным («Ничтож­ный морфологический скачок и вместе с тем невероятное потрясение всех сфер жиз­ни...» Т. де Шарден. Это о появлении человека). Т.е. ИННОВАЦИЯ — нечто новое, многообразные состояния его в любой форме и сфере человеческой (и иной) жизни, в том виде (по форме и существу), который она имеет в соответствии со стадиями творческого (созидательно-исследовательского, художественного), поискового, гене­тического, а затем инновационного или случайного развития и использования. Прини­мает, как необычный, трудно воспринимаемый вид идеи, так и более привычную фор­му патентов, чертежей, публикаций. Т.о., это результат процесса (нередко, длитель­ного и запутанного, противоречивого, парадоксального), а не нечто постоянное, од­номоментное


В частности, такими представляются следующие убеждения:

· Если варвары живут сегодняшним днем, то мы должны брать во внимание вечность       Цицерон 
· Человек есть мера всех вещей Протагор

· В отрыве от истины совесть – не более, чем глупость, она достойна сожаления, но никак не уважения. У. Черчилль

· Тому, кто не овладел наукой добра, всякая иная наука вредит. Монтень 

· Культура, если она управляется не сознательно, а стихийно, она оставляет после себя пустыню. К. Маркс

· Видим жизнь, какая она есть и забываем то, какой она должна быть.В.Зельдин

· Одно образование делает человека грамотным, второе – образованным, третье образование делает человека политиком. И только нравственное воспитание делает человека человеком» В. Г. Белинский 

· Я на стороне тех, кто хочет изменить ситуацию, мир, это общество, которое постепенно лишается идеалов подлинных, настоящих идеалов. А. .Челентано, 

· Прежде чем рассуждать, размышлять о том или ином предмете, нужно уметь удерживать его в редствлении как некое, как образ Э.Ильенков

· Успешное управление = знают – могут – (на основании того, что имеют и умеют – Дж.) – хотят – успевают. А.Трапезников.

Если учесть и характер зависимости составляющих ее элементов и результата, обозначив ее соответствующим знаком, то получим очень наглядную, удобную в разноплановой повседневной деятельности и важную зависимость:

Успешное управление-1 = знают х имеют х умеют х хотят х успевают

(Знаком умножения показана такая зависимость, когда отсутствие любого фактора (равенство его нулю) приводит и к 0-му общему результату. Тоже и с отрицательными их значениями.). Аналогичная ситуация получается с формулами Свободы [ ], Принятия правильного решениям[ ],

- Для того, чтобы зло восторжествовало, нужно совсем немного: чтобы добрые люди ничего не делали Д. Кук

- Владеющий инновацией – владеет будущим! В. Джелали 

- (Но надо помнить: каковы инновации – таково и будущее!)

- Общество не может освободить себя, не освободив каждого отдельного человека. Ф. Энгельс 

- Стремление к счастью прирождено человеку. Поэтому оно должно быть основой всякой морали. Ф. Энгельс

1. КАЧЕСТВЕННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СТРАТЕГИИ

Качественная составляющая С. определяется:

- мировоззрением;
- временным интервалом не который она рассчитана;
- основными качественными характеристиками – базовые, целевые, главные;
- основными общими, главными точками отсчета, критериями развития;
- какой составляющей социума и в какой конкретный период она формируется- развивается (заказывается, разрабатывается, исполняется);

Какие социально-личностные средства реализации являются главными (определяющими, , базовыми, ключевыми).

Качественная характеристика С. во многим и прежде всего определяется положенным в ее основу мировоззрением Этот важнейший вопрос С. полон противоречий, сформировавшихся скорее исторически, чем научно и требует специальной работы. Отметим только: нам представляется, что сейчас, лучшей мировоззренческой основой является антропокосмизм (важный шаг в развитие-отрицание гуманизма, ставших уже очевидными его недостатков), разработанный Н.Холодным [ ]. 

Современные стратегии, как правило, разрабатываются на период до 20 лет и носят во всех отношениях чрезвычайно локальный характер. Это особенно заметно в сравнении современных и античных авторов («Если варвары живут сегодняшним днем, то мы должны брать во внимание вечность», Цицерон).

«Философскому уму» (по Ф. Шиллеру [ ]), должно быть очевидно, что исходная стратегия, т.е. «Стратегия¹ гораздо менее организовано» (высшая, без которой локальная стратегия зачастую не эффективна или даже теряет всякий смысл), которая определяет локальные (по времени, национально-государственным задачам, отраслевые, предприятий) должны заглядывать за горизонт, за пределы прямого видения не вооруженным глазом.

Однако, локальность, к сожалению носит всеобщий характер – и в плане постановки целей, выбора социально-личностных средств, механизмов, критериев спешности, эффективности личностного и социального развития. Ограничены они и национально, хотя в условиях глобальной, быстрорастущей вглубь и вширь зависимости, это уже совершенно недопустимо.

Важнейшими, определяющими характер и направленность С., являются следующие характеристики:

- Добро гораздо менее организовано, менее обеспечено материально-технически и СМИ, художественной литературы-искусства, к тому же и научно-образовательно, а потому оно и более пассивно, чем его антипод [ ]. Эта ситуация сформировалась и так развивается во многом потому что в 
_______________________

¹ - Возможно, верхнюю стратегию, т.е. выработанную на основе наиболее обобщенной и «дальнозоркой» философско-инженерной методологии [ ], целесообразно обозначить как Стратегию (стратегию с большой буквы), определяющую частные и иного уровня... С нее уже давно надо было бы начинать, а сейчас это просто задача №1. Т.к. не решив верхних «проблем» невозможно корректно решать проблемы более низкого уровня. Эта давняя методологическая ошибка становится сейчас особенно опасной в условиях общесистемного кризиса и разрушительных возможностей современных и нарождающихся технологий, технических средств и соответствующих социально-личностных систем.

основу нравственной жизни заложен древний принцип (выработанный в эру детства человечества - по Лессингу): «Не делай другому то,то и ты хочешь, чтобы не делали тебе». Следовательно, в основу был положен: - принцип отрицания негативного, а не созидание позитивного, что свойственно методологии воспитания детей – не навредить. Позитивная деятельность – потом; - принцип личностной, индивидуальной, а не коллективистско-социальной деятельности, требующей и организованности, объединенности. (А в одиночку не справиться со Злом?!). Т.е. росла и крепла пассивность, «надежда на бога», исключая, конечно, социальные взрывы. Однако сейчас остро нужен радикально иной принцип, призывающий, требующий от каждого деятельности, как личностно-индивидуальной, так и социально-коллективной: «Делай (!) другому то (и так), что ты хочешь, чтобы делали тебе (и как)»¹;

- Современный инновационный процесс все больше удаляется от Истины (вполне очевидно, что Истина - (минус) Добро ≠ Истина²), реализуя практически исключительно стремление к максимальной выгоде (прибыли). Именно это стало главной, а зачастую и единственной личностной целью жизни и задачей социума. Естественно вопросы, поставленные по тем направлениям жизни и деятельности, которые не определяются получением выгоды (тем более любым путем), а измеряются величиной приносимой пользы. Т.о. предостережение (ставшее проклятием) Ж.Ж.Русо («Нет такой законной выгоды, которую бы не превысила незаконная»), довольно быстро, по историческим меркам, все глубже и все-всеохватней;

Выход видится в синтезе инновационной и нравственной деятельности, в их совместной организации. Такой подход в современной ситуации является ключевым. Учитывая не только стратегически решающую важность инновационной и нравственной сфер, но и принципиальную невозможность организации их эффективной деятельности на автономной, самостоятельной основе. Особенно это сказывается на начальных этапах наиболее важных технико-технологических разработок и исследовательских результатов, в том числе и очень значимых для социально-экономической и личностной сфер. Тем более, что результаты их деятельности, при современной автономии, становятся особенно опасными³; 

___________________________

¹ - «Личность (добавим – социальные институты,, социум), характеризуются не только тем, что она делает, но и как она делает» (Ф. Энгельс).
² - Истинно, что арбуз вызревает быстрее, если его растить, используя значительное количество азотистых удобрений и что это даст больший коммерческий результат. Истинно и то, что такой арбуз очень вреден для здоровья. Представляется достаточно очевидным, что выращенный таким образом арбуз не является продуктом Истины.
³ - Особенно ярко и значимо этот союз проявляется при работе с социально-экономически очень значимыми идеями типа «знаю что» [ ]. (О чем писал еще П.Капица [ ]). Что позволит решить фундаментальную проблему Руссо

- на наиболее обобщенном и высоком уровне, именно синергия, как деятельность¹, как деятельность «самого высокого порядка», «наиболее каталитическая, наиболее стимулирующая, наиболее объединяющая» [см. С.279-280 - ^!? ] и благодаря заложенному в ее основу эффекту резонанса (физического, биологического, морального, личностно-социального). Это явление, способ организации личной и социальной жизни и деятельности, должен и может стать одной из определяющих основ С. Но с одним, совершенно обязательным условием. Действительная эффективность и действительный прогресс (а не нечто противоположное, антикультурное [ ] только на основе системной полноты. Ведь именно отсутствие системной полноты представлений о социуме, природе, человеке и стремления к ней, понимания ее необходимости и даже игнорирование ее. является, пожалуй, самой важной, коренной причиной современного глобального кризиса.

Реализуемость, качество и эффективность, функционирования С. решающим образом зависят от имеющихся и модифицированных и уже работающих социальных механизмов в процесс ее реализации, работы, а также от вновь создаваемых в процессе ее развития. Причем стратегически нужно учитывать, что не только по ходу реализации и развития С. но и уже в самом начале, даже на этапе ее формирования могут понадобиться многопараметрические принципиально новые социально-личностные механизмы.

Именно социальный механизм (т.е. социальная технология, организация, и духовно-нравственная атмосфера - соответствующая организация, методология деятельности) является основным средством деятельности личности и организаций. Или наоборот – невозможности проведения того или иного вида деятельности ( в том числе и стратегически необходимого).

К сожалению с этой составляющей С. сложилась совершенно неудовлетворительная ситуация. И по многим факторам.

Во-первых - само социально обусловленное отношение к созидательной составляющей социального и, особенно, личностного развития. Поиск, практически все интеллектуальные силы, направлены проблемы развития теории. Считается, что именно здесь и только в теории, - ключ к выходу. В тоже время ситуация сложилась так, что именно отсутствие необходимых социально-личностных технологий, механизмов (это и следствие невнимания, непонимания их значения), т.е. средств реализации теоретически обусловленных задач, решений, целей, приводит к неудаче и последующему отрицанию даже теоретически верных построений, устремлений.

Но сейчас отсутствует не только поиск необходимых механизмов, но и отрицание уже разработанных, которые не воспринимаются должным образом.

_____________________________

- Синергия (συνεργια - гр. ) – сотрудничество, соучастие,, содействие,, действие в одном направлении

Нет социального заказа, нет тех, кто способен о достоинству оценить. И самое главное – нет необходимой для этого личностно-социальной системы. К тому же эти идеи в воздухе не витают, а отдельные результаты далеки от требуемой жизнью системной полноты.

Вкратце, ситуация а инновационной сфере, определяющей вектор и качество развития, жизни¹, а, пожалуй, значит и ситуацию в главном, в целом, такова:

- все более широко распространяется мнение² ( по крайней мере так должно быть), что сейчас успешность социально-экономического развития страны определяется главным образом не богатством природными ресурсами, территорией, финансами, промышленным потенциалом, а накопленными знаниями-умениями и особенно, умением ими своевременно, эффективно пользоваться и уже на ранней стадии их появления, развития;
- Главной движущей силой является человек. А результаты – его дистанцией до Человека! И, конечно, его социально-личностных возможностей;
- Система, основанная на элитарных предпосылках, не справляется с задачами управления («... при сверхиндустриализации демократия (действительная, а не видимость ее) не становится политической роскошью, а первейшей необходимостью!, Тоффлер [ ]. А в ситуации бифуркации один человек может радикально изменить траекторию Социального движения (А. Пригожин, Порядок из хаоса[ ]) ;
- Современная система работы с творчеством и его результатами совершенно не способна с ними справиться, как в количественном отношении, так и в сущностном, качественном – по требуемой, да и реально активной, массовости новаторов и по сложности принципиально новых, коэволюционных идей, разработок. 
_______________________________

¹ - Ясно, что: «Каковы инновации – таково и будущее!» 
² - Умело и по Доброму используемые Знания-Умения представляют Большую ценность и обладают несравненно большим могуществом, чем природные ресурсы, предприятия или солидный счет в банке. (Хотя, естественно и ясно, что и эти составляющие Жизни тоже совершенно необходимы. Но значимость каждой обязательно надо верно учитывать). Доля работающих только с информацией возросла до 60% (инновационная информация остается пока в тени), знания стали главным сырьем и результатом экономической деятельности. «Инновации» должны стать одной из первейших основ и результатов любой иной деятельности. И особенно – социально- политической. Образовательно—просвещенческой и, более того, – Нравственной деятельности, Жизни в целом. 

В частности, дело в том, что инновационная система предельно бюрократизирована, а в управлении преобладают не «философские», а «хлебные умы» (по Ф. Шиллеру). 

Но она и в принципе не способна работать таким массовым и сложным продуктом, каким является современный инновационный массив (идей-разработок, людей, организаций) – методологически, организационно, технологически, духовно-нравственно;

- Общество не может освободить себя, не освободив, т.е. не обеспечив возможности разностороннего применения своих всесторонне развитых способностей и получаемых, благодаря этому, разнообразнейших результатов. В том числе и каждого отдельного человека. (Ф.Энгельс, С. Кови). Следовательно, не создав объективно необходимые условия, не создав для этого специальный социально-личностный механизм, способный решать эту важнейшую и принципиально, исторически новую задачу стратегического значения;
- Более того, необходим социально-личностный механизм¹ формирования, развития и эффективной реализации позитивной составляющей личностного социального потенциалов;
- Актуализация, развитие и реализация творческого, нравственного и инновационного потенциалов человечества, человека – важнейшая и актуальнейшая задача человечества (В. Терлецкий [ ]);
- Современному человечеству нужны «крупные мозги» (Т. де Шарден [ ]), т.е. механизм, способный обеспечить синергию интеллектуально-творческо-инновационно-нравственной деятельности, создать единый социально-личностный организм, работающий как социальный интеллект [ ];
- Инновационный процесс, активно и массово нравственно не обеспеченный (или, тем более, идущий на основе антикультуры [ ]), рождает монстров на всех уровнях, во всех областях жизни и деятельности. Видимо нет ничего более опасного для человечества, человека, чем Наука, Конструктор, Инновация, лишенные Добра.

_____________________________

¹ - Социальный механизм, предназначенный для инновационного обеспечения формирования, рождения, развития и реализации творческих результатов каждого отдельного человека, которые рождаясь индивидуально, на личном уровне, в дальнейшем социализируются, развиваясь на всех уровнях (личном, семейном, коллективном, в организациях, государстве, в мире) не могут быть в чистом виде ни личностным, ни социальным. Только в их органической связке возможно выполнение необходимых функций

2. Инновационная информационная технология, система и культура сохранения и активизации новых идей – основа, вектор созидания (формирования, реализации и развития) и базовое средство Стратегии.

Инновационная информационная технология (ИИТ) и реализующая ее система сохранения и активизации новых идей (САНИ) [1] предназначены для полного (информационного, экономического, морального, социального и организационного) обеспечения превращения результатов инициативного творческого труда народа, каждого гражданина в информационный потенциал страны. Она открывает простор инициативному и гражданскому творчеству широчайшего круга людей, эффективно способствует дебюрократизации принятия решений во всех сферах жизни.

Основные задачи системы САНИ: 

- стимулирование спонтанного, а также специальная активизация индивидуального и коллективного научно-технического и социального творчества широчайшего круга людей;
- организация потоков научно-технических, социальных и любых других идей, разработок и предложений массового и инициативного творчества в эту систему, их обработку, развитие и далее, поставку в информационный оборот потребителю;
- гарантированное полное социальное сохранение новых идей и их авторства;
- социальное, силами государства, личностных усилий, организаций, обеспечение всех позитивных, особенно наиболее актуальных и эффективных идей, независимо от возможностей автора;
- обеспечение, демократической по форме и содержанию, активизации новых идей на основе, пользующихся общественным доверием, специальных процедур, новых методов объективизации оценки и социального контроля за процессом развития идей;
- создание и функционирование активного социального интеллекта.

Система САНИ способна обеспечить инновационную деятельность и инновационную культуру необходимой нравственной деятельностью, духом, т.к. без надежного обеспечения этого условия, она становится чрезвычайно опасной. Не говоря о неспособности, в противном случае, работать со всеми классами инноваций, о бюрократизации, а, следовательно, и к функциональной неспособности. Нужен именно органичный сплав предложенных активных и массовых инновационной и нравственной культур, как главного условия выживания и системно полного, гармоничного прогресса.

Велением времени является необходимость ориентировать систему образования стран Европы на инновационные факторы развития, стимулировать средства массовой информации к широкомасштабной воспитательной работе в направлении освоения инновационного мировоззрения. В условиях резкого повышения вооруженности знаниями, умениями и ресурсами, человек, социальные системы становятся необыкновенно могущественными, что при нынешнем отставании и даже разрушении социальных традиций и моральных устоев, может представлять не только благо, но и большую опасность. В связи с этим необходимо кардинально пересмотреть этические нормы формирования инновационной культуры для обеспечения гуманистической ориентации инновационного развития. 

Одновременно следует создавать институциональные и информационные возможности духовного раскрепощения творческих личностей, условия сохранения и активизации новых идей, имея в виду, что цивилизация становится все более чуткой к флуктуациям в социальной, экономической и экологической сферах.

Нужно заметить и то, что сфера здравоохранения отличается заметной инновационной «дистрофией». Об этом можно судить как по программам информатизации, так и по материалам научно-практических конференций. Поэтому очень важно составить верное, приемлемое и, в частности, понятное представление о системе САНИ [ ], которое не отторгалось бы общественностью, положительно и активно воспринималось бы большинством исследователей-созидателей и особенно теми, от кого зависит состояние и развитие конкретной области.

3. СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СТРАТЕГИИ

«...качественные выводы, а не точный количественный 
результат, является первым и, может быть, основным итогом поиска» 
Акад. Н. Моисеев


В содержательном плане , в первом приближении, структуру С. можно представить в следующем виде;

С = Ц – И – Ср – Оср – Пд, (1)

ГДЕ: С – Стратегия, высшего уровня;

- Ц – Цели развития, социальные и личностные; 
- И – Идеал, социальный и личностный:
- Ср - Средства, определяющие выбор и возможности реализации С.;
- Оср – Основы структуры реализации С.;
- Пд – последовательность основных действий, необходимых для формирования и реализации С.

Это базовые и вершинные социально-личностные понятия давно нуждаются в серьезном и системно полном исследовании их существа, в конструктивной разработке представления их качественной структуры, необходимой для разработки созидательной С., способной эффективно растить и реализовывать весь потенциал Жизни на Земле, в целом и в частности каждого человека, а в конце концов и живого существа. Эпизодические «наскоки» многих авторитетных авторов ни в коей мере не удовлетворяют, требованиям, острейшим задачам современности, в условиях перехода от стихийно идущего социального развития на уровень С., научно научно обоснованной и разработанной на основе активно-массового Добра, Истины, Красоты, умело планируемой и реализуемой. А, следовательно, с предсказуемыми и позитивными результатами для Жизни и Человека. Это первейшая и острейшая Задача современности, тех, кто может способствовать ее решению.

Ясно, что эта Задача не может быть решена в этой работе. Но некоторые начальные результаты, позволяющие лучше увидеть основы и структуру С. показать нужно 

4. ЦЕЛЬ

Исходной задачей и глвным стержнем разработки С. социальной системы (человечества) является ее Цель. Этот, казалось бы, очевидный факт оказывается далеко не очевидным, если судить по общепринятой личностной и социальной практике. 

Нужно достаточно убедительное обоснование особой важности и, более того, важности решения этой задачи – постановка Цели.

Важность наличия цели определяется тем, что достойная цель является очень существенным условием генерации, роста и реализации социальной энергии личностного и социального уровней и их синергии. Причем из великих целей вырастают и великие энергии. Это давно замечено многими выдающимися людьми. Ф.Шиллер верно заметил: «Человек вырастает по мере того, как растут его цели» (Сразу добавим – и социум!). Д.м.н. Попова Л.А. заметила [ ], что смысл и цель жизни человека, общества является системообразующим (т.е. человека и социообразующим). Для человека (семьи, социума) самым мощным, гармонизирующим фактором является высокая, благородная, долгосрочная, осознанная цель жизни, деятельности. 

Тоже самое можно сказать и о народах, государствах, цивилизациях. В развитие мысли Шиллера, которую можно считать социальной формулой, естественно следует, что качество цели является важным и возможно высшим мерилом социальной системы. В том числе и человека.Которое, конечно, надо дополнить и рчдом других его, мерило, составляющих.

В тоже время цели являются и исходным условием эффективности. Первый принцип производительности – точно поставленные цели и идеалы. (Г. Эмерсон, Двенадцать принципов производительности). В самом деле: «В основе любого управляемого процесса лежит понятие цели. Безцельного управления не существует. Нет цели – нет управления. Этот альфа и омега теории. Поэтому употреблять термин управление можно лишь тогда, когда есть четко поставленная цель...

В технических системах цель задается извне – она является важным фактором . А вот в общественных системах, например, экономических, все наоборот, цель не задается, а вырабатывается самой системой. Более того,формирование цели (или целей - авт.) – одна из важнейших функций, которая определяет развитие системы. От того, насколько правильно выбрана цель судьба»¹ и будущее. 

Характеризуя цель в целом , отметим, что главное ее качество – цель должна быть объективно верной, а, видимо, главной качественной особенностью является то, что она должна произрастать и стремиться к максимально полному, в качественном и количественном отношениях, развитию всего спектра живых существ, каждого отдельного человека, народа, цивилизации в целом.. На основе активного симбиоза (резонанса, а потом и синергии)) активного Добра, каждого и вместе [ ]), Истины. Социальное и личностное движения должны идти по траектории, обусловленной нормальной, левосторонней спиралью. Когда духовное и нравственное развитие опережает, ведет материальное (как было до XVIII в. – Ф.Шиллер, А. Швейцер). Но не наоборот – как в случае с правосторонней спиралью [ ], ведущей к отрицанию сначала личной и социальной, а затем – всей Жизни. Сейчас момент цивилизационной бифуркации и проблема выбора стоит предельно остро. Результат зависит от много, от многих. И, как показывает История, трудно сказать от кого конкретно он будет зависеть больше... Тем более, что в ситуации бифуркации он может зависеть и от одного человека (А. Пригожин) 

5. ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛ ЧЕЛОВЕКА, СОЦИУМА - ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ИХ НОРМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ 

Главнейшей задачей и особенностью высокоорганизованных систем, является разработка цели, идеала и траектории движения к их все большей и полной реализации, совершенствованию и развитию²[ ]. «Идеал справедливого общества формирует духовность личности, без которой
_______________________________

¹ - Н. Моисеев, Как приблизиться к ноосфере, Химия и жизнь,1989, №6,7,8

² - Заметим важную особенность высших целей и идеалов – их принципиальную недостижимость. Они, как и горизонт, при приближении удаляются. Т.к. в процессе  реализации (приближения к ним), одновременно идет процесс их уточнения, повышения требований к ним, они становятся более всесторонними, всеохватными, системно полными, более совершенными и синергетичными, гармоничными, Красивыми. Что, в конечном счете, окончательно недостижимо. Поэтому не редкий разговор о конце развития при достижении Идеала (Цели) не имеют под собой Конструктивной основы.

действительно свободный здоровый труд невозможен. Отсутствие нравственного общественного идеала разрушает индивида и общество» [ ]. Но особо опасна ситуация, когда работающий идеал объективно (в первом приближении- научно-исторически)) не верен или, того хуже, является антиподом. 

Это тем более важно в условиях: - глобализации (информационной, финансовой, культурной), массового отхода (не в развитие, а в отрицание) религиозной морали и, даже ее развращения, активного и массового развития и распространения антикультуры [ ];

- все большей значимости «человеческого фактора», личностного и МАССОВОГО;

- когда «фантастический прогресс технологий привел к гигантскому увеличению свободного времени»... и это «главное условие прогресса цивилизации и развития, духовной и физической культуры превратились в фактор разрушения... индивида и социума... в силу бездуховности (сейчас вернее антидуховности – Авт.) общества» [ ].

Главное в культуре постоянная выработка достойного идеала, способного развивать и реализовывать весь потенциал всех людей Земли, всей ее Жизни и его постижение-реализация. А.Швейцер, Прометей XX в., считал: «Главное в культуре – не материальные достижения, а то, что индивиды постигают идеалы совершенствования человека и всего человечества, и в своих взглядах (и деятельности – Авт.) постоянно руководствуются этими идеалами лишь в том случае, если индивиды в качестве духовных сил будут работать над совершенствованием самого себя и общества, окажется возможным решать порождаемые действительностью проблемы» [ ];

Идеал является важнейшим и незаменимым созидательным средством. Еще Цицерон показал это на примере идеального оратора: «Т.к. нам предстоит рассуждать об ораторе, то необходимо сказать об ораторе идеальном,- ибо невозможно уразуметь суть и природу предмета, не представив его глазами во всем совершенстве, как количественном, так и качественном... Этот идеал есть цель и стимул развития красноречия (личности, общества, системы – Авт.)» [ ].

Эту же важнейшую социально-личностную созидательную функцию идеала показал известный теоретик изобретательства Г.С. Альтшуллер, разработчик теории и алгоритма решения изобретательских задач: "Мышление изобретающего человека имеет характерную особенность: решая за­дачу, человек представляет себе усовер­шенствуемую машину и мысленно изменя­ет ее. Изобретатель как бы строит ряд мыс­ленных моделей и экспериментирует с ними. При этом исходной моделью чаще всего берется та или иная уже существую­щая машина (система — В.Д.). Такая исход­ная модель имеет ограниченные возмож­ности развития, сковывающие воображе­ние. В этих условиях трудно прийти к прин­ципиально новому решению.

Если же изобретатель начинает с опре­деления идеального конечного результата, то в качестве исходной модели принима­ется идеальная схема — предельно упро­щенная и улучшенная. Дальнейшие мыс­ленные эксперименты не отягощаются грузом привычных конструктивных форм и сразу же получают наиболее перспек­тивное направление: изобретатель стре­мится достичь наибольшего результата наименьшими средствами... Последова­тельно продвигаясь от конца к началу, мы решили задачу, не сделав ни одного бес­полезного шага.

Правильно сформулировать идеальный конечный результат — значит надежно выйти на верный путь решения задачи." [ ]. (1) Ведь «цель всякого изменения, если оно сообразно природе вещей, состоит в том,чтобы реализовать в каждом организме идеал его рациональной сущности»[ ]. 

Идеалы Человека и Социума должны формироваться, развиваться и реализовываться на основе и в процессе постижения Истины-Добра-Красоты, действуя благодаря синергетической организации Жизни и освоения ее Гармонии. Причем их созидание, развитие должны идти не только с помощью научно-технических и личностно-социальных средств, но, что очень важно, и с активным их освоением, развитием с помощью средств, которыми располагает Искусство.

Очевидно, что каждой высокоорганизо­ванной системе (человеку, отрасли, циви­лизации и т.п.) необходима система иде­альных целей и идеальные пути к ним. Это является важнейшей задачей нашего вре­мени и в частности, прогнозирующей сис­темы. Конечно эта задача всегда была и бу­дет важнейшей, но сейчас — особенно. Это отмечается многими авторами. Один из че­стно мыслящих западных деятелей заявил [ ] (2): мы мчимся куда-то на неуправляемом поезде. Это неплохая и правдивая характе­ристика неопределенности вектора движе­ния современной цивилизации.

Только на основе гуманных принципов, использующих научно-техническую рево­люцию в интересах человека, мы в состоя­нии обеспечить всестороннее развитие личности, осуществить в полной мере высо­кие и благородные идеалы реального гума­низма. Эту же мысль отмечает и член-корр. АН СССР И.С. Шкловский: "Речь идет об обыкновенных прогнозах основных тен­денций развития общества на несколько столетий вперед. Тем не менее уже сейчас было бы правильно наметить хотя бы в са­мой общей форме основные вехи будущего развития общества на Земле...

... Между тем эти вопросы у нас серьез­но не разрабатываются. И пока в столь отдаленное будущее заглядывают как у нас, так и за рубежом только писатели-фантасты...»

6. СРЕДСТВА И РЕСУРСЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ

Если первые две составляющие С. являются задающими, определяющими ее назначение и характер, то остальные определяют базовые и основные Средства и ресурсы, определяющие возможности и успешность ее реализации, а также . Последовательность действий, ее пути.


Представляется очевидным, что если особенности средств можно и нужно показать уже в предварительной работе, то ее Структура и Последовательность . должны разрабатываться уже с учетом конкретных людей (ответственных за разрзботку и реализацию) и социально-политических условий.. 

Ясно, что любая стратегия выбирает необходимые средства под свои цели-задачи.и дух.

Но, все очевидней и опасней другое: - цели по большому счету, т.е. объективно, уже определены и их надо «только» сделать максимально широко известными.и доказать-показать их необходимость-реализуемость. Конечно, если земной социум предпочитает процветание (или хотя бы выживание) уничтожению Жизни или , в лучшем случае – возвращение к одноклеточным;

Проблема в том, что власть, элита, как и любая власть, обслуживающая ее бюрократия, для того и создаются,сохранять принципиальные основы и цели современного социального устройства. Т.е., фактически, в продолжении ускоряюще-углубляюще-расширяющего движения к социально-исторической катастрофе. А вневластное большинство и здоровая, способная выздороветь часть элиты не видят Средств, а соответственно и Путей, способных позволить выйти из современной ситуации. К тому же современное состояние возможностей получения новых знаний, умений, систем, когда участники поиска ограничены исключительно поиском сиюминутной максимальной выгоды, и поэтому эгоизмом, атомизацией сознания и отношений, а, следовательно, лишая способности-возможности использования наиболее эффективной и целесообразной синергетической организации поиска путей и средств совершенствования Жизни, выводит развитие из русла Прогресса, гармонии Вселенной, ведет к антикультуре, антиразвитию, и, в конце концов, к самоликвидации [ ].

Этот антипрогресс¹ с помощью научной методики, накопленных знаний-умений и располагаемыми сейчас государствами, корпорациями и частными лицами гигантскими ресурсами (причем расходование их последними практически никакими демократическими институтами не контролируется и ведет к ускоренному росту качественно разных способов-возможностей негативного и разрушительного влияния на личностное и социальное развитие. Кстати, акад. Н. Моисеев писал: «... вступили в эпоху, когда один человек может сделаться источником бедствия для всего остального человечества» [ ].

Общей экономической основой негативного развития мира («Программа цивилизации провалилась. Совесть потерпела крах», Шпигель, конец ХХ в.) является факт, отмеченный Ж.Ж. Руссо: «Нет такой законной выгоды, которую не превысила бы незаконная». Т.е. незаконная деятельность давала и дает больший или значительно больший коммерческий (не экономический!²) результат. 

Сделать действительную, полезную экономику более эффективной и коммерчески, чем «экономику» выгоды³ – важнейшая задача С, а, следовательно, и поиска соответствующих средств. Это одна из основных, базовых задач, определяющих способность и эффективность С. развивать, реализовывать и использовать наилучшим образом и наиболее полно все виды позитивной социальной энергии. 

__________________________

¹ - Антипрогресс- прогресс – развитие сокращающее и уничтожающее потенциал и возможности деятельности и жизни человека, социума, Жизни в целом. А не развивающее их количественно и качественно, т.е. делающее их все более качественно разноплановыми, насыщенными, всеохватными, эффективными → синергетичными → гармоничными → красивыми (истинно добрыми).
² - Социальная функция экономики – обеспеченик жизни, а не делание денег! Это совершенно разные задачи.Например, торговля наркотиками дает баснословную прибыль. Но причем здесь жизнь?! Тоже можно сказать о фармацевтике, вместо здравосозидания-закаливания организма. О накаченных азотистыми удобрениями арбузах... Список сейчас бесконечный...
³ - Для этого имется достаточно оснований [ ].

Но в любом случае для С. важно видеть развивать весь (максимально полно) спектр располагаемых и предполагаемых сейчас основных и базовых средств. Представляется верным к основным стратегически важным средствам социального и личностного обеспечения и развития социального движения отнести следующие (Табл.1) 

Таблица 1.

Основные ресурсы и средства¹ (энергии)
(которыми располагает человек, человечество для жизни и деятельности)

Таблица 1-1.

① ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

1₁. Естественные:
Физические

- полезные ископаемые - твердые, жидкие, газообразные, частицы
- энергия Земли – ветер, волны-приливы, внутренняя энергия Земли (тепловая, колебательная), электромагнитная, гравитация и их производные (смерч, полярные сияния, шаровые и другие молнии), атмосфера и ее структура;
- возможности ( «таланты») неживого мира (различных полей, частиц, атомов, нанообразаваний, молекул, физических структур)

Биологические

– Жизнь в целом, климат
- Плоды лесов, полей, пустынь, гор, дары морей-рек, 
- Ресурсы лесные, водные, полевые, горные. пустынь
– природные таланты живого мира, людей (от клеток и органов до целостных особей и их систем)

Географические

– площадь,
климат. природные условия.
- соседи 

Космические

- полезные ископаемые, условия, энергия, явления и тела макро и микромира; 

1₂. Искусственные (природно-социальные)

Макромир

– физико-химические процессы, явления, устройства, системы (мини, макро, мега,и космические)

__________________ 

¹ - Ресурсы – наличие (отсутствие) полезных ископаемых; финансов, знаний, здоровья, умений, инноваций, сотояний духа (социальных, личностно-семейных, организаций и др.) в качестве «горючего» для функционирования средств.

Средства - механизмы, системы для обеспечения личностно-социальной деятельности: Образование, Просвещение, Экономика, нравственной, здравозозидательно-охранительной и инновационной деятельности, Оборона, Законность, Транспорт, Связь, Производство, Наука (Исследовательская, Созидательная), Искусство и т.д.. 

Микромир

- Ядерные, термоядерные, аннигиляционные процессы, явления, устройства, системы
- нанопроцессы, явления, устройства, системы
- биологические: процессы, явления, устройства, системы, существа, таланты (особые возможности, выявленные и развитые в конкретных социальных условиях – количественные и качественные)
- космические (средства, устройства, системы. Изделия
- гибриды этих уровней, составляющих (процессные, устройства, системы, изделия

② Социально-личностные средства, ресурсы (энергии) (Табл.1-2) нуждаются в предварительном пояснении.

Социальная энергия (ресурсы, средства) – мало изученныйⁱ (и мало изучаемый) вид обеспечения социально-личностного движения, обладающий особенностями,, которые нельзя не учитывать, планируя ее наибольшую и эффективную генерацию, развитие и позитивно-эффективное использование для сохранения, развития Жизни (личностной – каждого человека, социальной, животно-растительного мира, искусственных систем)..

Эти особенности социальных средств и ресурсов (видов социальной энергии) определяются их могуществом, мощностью (разноплановостью,масштабом воздействия) в силу резонансного характера влияния внутренних социально-личностных подсистем. Исторически ,  происходит так, что даже один человек (совсем не обязательно обладающий властью и финансовой мощью, способен изменить ход истории (ученый, изобретатель, политик, воспитатель, разведчик, простой человек)²!

Чувствительность социально-личностного движения, особенно сложных социальных систем, наиболее характерна в точках его бифуркации (А. Пригожин). 

Жизнь доказывает необходимость учета особенностей социального положения (возможностей) разных людей, групп, организаций, государств и даже регионов)³, находящихся на очень разных социальных уровнях. И то, что критически важным может оказаться любой (!) человек (организация,... – инновационная единица) и его (ее) идея, разработка, информация. Поэтому стратегически, принципиально очень важно различать-видеть эти особенности с тем, чтобы создать соответствующие необходимые личностно- 
________________

ⁱ - Малоизученность социальной энергии – в плане организации, технологии, духа и социально-личностного обеспечения ее планомерной, максимально возможной подготовки генерации, развития и эффективного, позитивного использования
² - Поэтому исторически важно, чтобы социальные условия способствовали в наибольшей степени позитивным действиям, а не только в соответствии с силой, властью, финансовыми и др. ресурсами.
³ - Т.е. заранее принципиально невозможно определить кто и на каком уровне окажется автором

социальные условия для своевременного восприятия, развития и эффективно- позитивного использования инициативы, в зависимости только от ее

объективной значимости, позитивности, а не от социальных возможностей предлагающего - автора-инноватора.

Более того, нужна, чрезвычайно актуальна и соответствующая¹ подготовка широчайших кругов населения (А. Швейцер, А. Печчеи, Н. Моисеев, Тоффлер)

(кого – цитату???), главных источников и пользователей социальной энергии, людей на всех уровнях, от достигших высших уровней развития до только начинающих этот путь, случайно нашедших-увидевших нечто важное-нужное. В современных условиях, повторяем, от любого из них может зависеть судьба – личная, и мировая. И они должны быть достаточно подготовлены-обеспечены на необходимом уровне, личностном, социальном для инициативной творческо-инновационно-нравственной позитивной деятельности. Действуя, как автономно, индивидуально и в коллективе (в семье, на работе, в инициативной группе), массово и зная какими располагает ресурсами, средствами, на что реально может рассчитывать. 

Распределение, использование и генерация (или гашение) социальной (а вместе с ней и ее разновидности – инновационной) энергии, происходит по следующим социальным каналам: социальный, личностно-семейный, социально-личностный, социально-массовый.

Потенциал, которым располагают социум, каждая социальная организация, личность-семья, может быть распределен по разному. Но есть и нечто общее, от которого решающим образом зависит будут ли эти возможности, особенно социальные и личностные энергии, действия использованы синергетически-гармонично², для блага всех землян, всей Жизни, Разумной Вселенной [ ], или в узких, в конечном счете, самоубийственных интересах³ части землян. 

Имеющийся и создаваемый потенциал социального движения используется для обепечения Свободы, которая имеет два вида, два разных качества:

- Свобода «ОТ»;
- свобода «ДЛЯ».

Эти принципиально разные виды свободы определяют и способ, вид деятельности (табл. 2), или его отсутствие (например: отшельник, монах, Обломов).

_____________________________

¹ - Сейчас особенно важно освоение инновационной культуры, соответствующей требованиям и возможностям времени
² - Следовательно, многократно увеличено, количественно и качественно. Т.к. эффект резонанса состоит в том, что ②х② → ∞. А антирезонанс- столь же эффективно разрушает.
³ - Т.к. их интересы отрицают всестороннее, гармоничное развитие (вместо него – разложение) Личности, Экологии, Добра [ ], а вслед за этим и социума, жизни (что уже происходит ускоренно-массово-масштабно), объективных задач Вселенной. 


Таблица 1-2

                Социальные ресурсы и срадства
                                                                                                 
№№
п/п
 РЕСУРСЫ
        СРЕДСТВА
1

2.

3.
4
5.
6
7

8.

9.
10
11
12
13
14

15
16
знания

умения

финансы
человек
здоровье
идеи – инновации
законы
духовно-нравственная атмосфера(отношения)
технологии, устройства, системы, для производства, деятельности
болезни
традиции
народа
личности, таланта
руководства
высшего руководства

Технологии,  устройства, системы (производство, деятельности)
Образование
Просвещение
Доставка грузов, сигналов (транспорт, связь)
Искусство
СМИ
Наука ( познание)
Инженерия (созидание)
Здравоохранение
Здравосозидание
Безопасность (военной, земной, космической, экологической, личной)
Система сохранения и активизации новых идей (инновационной, нравственной,, экономической; личностной,. массовой и социальной деятельности)
Производство
Личности, лидеры, таланты
Народ
Социальное устройство¹
организации

 ________________________________

¹ - Принципиально важна степень качественного соответствия действующего социального устройства объективным требованиям к нему. С учетом исторического социального процесса и актуальной ситуации

ТАБЛИЦА 2

Свобода (частичная или стремление к полной¹)

I. Свобода «ОТ» 
( социума, деятельности – особенно инициативной, нежелательных явлений, событий; свобода экономическая, совести, информационная)


- В социальном плане: от масштабных, глобальных и космических явлений, катастроф, войн
- В личностном плане: от социума: космической, глобальной, национальной, производственной, личностно-семейной деятельности
- От личностных и семейных катастроф


II. Свобода «ДЛЯ»

(активной деятельности на всех уровнях, во всех качествах)

- Познания (исследований) и Созидания (развития, совершенствования) Жизни²
- Сохранения и Безопасности
- космической, глобальной, национальной, производственной, личностно-семейной деятельности
- Потребления
- обеспечения жизни (биологической, социальной)
- удовольствия (физического, духовного)
- удовлетворения (гражданского, инновационного, творческого, спортивного) 
- Радости (праздники, достижения) 
- Возможные виды деятельности (в зависимости от вида (типа) обеспечения реализуемой свободы.

7. Об основном направлении становления и развития современной Стратегии
(объективно необходимом)

Важнейшей особенностью и первейшим отличием требуемой современной С., является ее глубокое, принципиальное отличие, причем не только в поставленных Целях и создаваемых Идеалов, а в тех составляющих имеющегося и растущего, способного к неограниченному росту важнейшей его части. потенциала, которые составят его главную, «ударную», рабочую силу. А, следовательно, и какие средства и ресурсы (включая имеющиеся и требующие созидания, социальные механизмы) нужны, будут использованы, 

______________________________

¹ - Частичная свобода на всех уровнях должна быть обеспечена, как необходимое условие инициативыной деятельности, самостоятельности, без которых развитие невозможно. При нормальной социальной организации практически полную свободу надо свести к минимуму.
² - Обеспечение должно быть реализовано для всех уровней: социального, личностного, лично-социального, социально-массово 

которые смогут наилучшим образом сформировать,, развивать использовать эту часть возможностей социального движения и т.о. обеспечить реализацию избранной стратегии с минимальными потерями и с наилучшим социально-личностными и экологическими положительными результатами.

Что же сейчас считается решающим звеном, средством развития, причем очень широким кругом специалистов, причем из разных областей деятельности?

В наших работах [ ], начиная с 80-х годов, многократно и многопланово, на основе стремления к системно полному анализу, показано огромное, первостепенное значение инновационного развития и радикального совершенствования социально-личностного обеспечения генерации-развития-реализации-использования творческих результатов и активно-инициативной широчайшей нравственной деятельности, и взаимно необходимого, неразделимого союза-синергии социальных механизмов для такого обеспечения. Это настоятельно требуется для результатов разного тира, но особенно для имеющих принципиально новый, инновационно, научный и информационный характер (которые во многом определяют «лицо» инновационной сферы и требования к ней и социума, и творцов нового) и к тому же, нередко, определяющих характер, направление и реализуемость С.. Но они то как раз и, как правило, не имеют возможности и развиваться, и реализовываться [ ]. А потому чрезвычайно затруднена и их генерация. В этой работе, чтобы избежать сугубо личного видения, которое кому-то может показаться односторонним представлением, изложим мнение иных авторов. Это особенно существенно в плане поиска главного средства развития, решающего звена цепи, за которое надо ухватиться и которое надо безотлагательно подготовить, и учитывая присущие современности большие надежды на бизнес (при этом обязательно нужно отличать эту часть активного населения от предпринимателей):

- Н. Винер (отец кибернетики), буквально заклеймил современное отношение к науке: «Бизнес, возможно, и осознал необходимость долговременного риска при условии, что он заранее рассчитан; не ни один риск по самой своей природе не поддается столь трудному расчету, как ожидание прибыли от новых идей. Мы живем в век, когда мотивы прибыли часто (а сейчас - обычно, в основном или даже только! - Авт.) экзальтированны даже вплоть до подавления всех основных стимулов. 

Ценность идей для общества измеряется в долларах и центах, а ведь доллары и центы обладают преходящей ценностью по сравнению с новым идеями. Открытие, которое сулит практическую пользу лишь пятьдесят лет спустя имеет слишком мало шансов на благосклонность тех, кто платит за работу, ведущуюся над ним. А между тем, если бы подобные открытия не были сделаны и мы продолжали бы зависеть от уже существующего, то мы распродали бы наше будущее и будущее наших детей и внуков» [ ];

- Известный российский миллиардер М. Прохоров: «...бизнес ленив в смысле инноваций и не очень хочет ими заниматься. Для достижения какого-то пусть временного, но монопольного положения за счет инноваций, нужно придумать новую технологию (заметим, что и здесь речь не идет о новых изделиях, инновациях типа «знаю-что» [ ] - Авт.), использовать новые материалы, создавать новые рынки, а это тяжело»¹;

- негативное мнение о заинтересованности бизнеса в инновациях высказали также д.э.н. В.П. Соловьев и к.т.н. А.С. Попович [ ]. 

Он совершенно не проявляет интерес и к радикальному совершенствованию инновационной системы и культуры, но становление которых способно на порядки повысить качество и количество инноваций, вовлечь в инновационно-нравственный, а вслед за ними и благодаря им – в социально-экономический, политический процессы, широчайшие круги и все слои населения. Что очень важно и для ликвидации безработицы, и для человеческого роста Человека. Однако, в противном случае, возможно только опаснейшее углубление и расширение (географическое и сущностное) Кризиса. 

Современная практика инновационной деятельности показывает, что «...львиная доля общения строится вокруг сиюминутной прибыли, оно воспринимается как бессмысленное и не нравственное. Умно только то , что прибыльно в данный момент.» Не увидишь представителей бизнеса и на многочисленных конференциях по проблемам инновационного развития.

Больше, но бюрократично, интересуется этими проблемами государство. Хотя для инноваций-идей бюрократизм - самое верное средство для прекращения действенной инновационной деятельности, системы.

Но, может быть, инновации, инновационное развитие и не нужны!? Уместно напомнить некоторые соображения по этому поводу:

- о значении инновационной системы: «Удивительный вывод сделали ведущие американские ученые-экономисты. Самым важным научным достижением XX века, оказавшим наибольшее влияние на развитие общества, они назвали не полет в космос и ядерную энергетику, не телевидение и Интернет, не открытия в генетике, а создание национальной инновационной системы» «Российская научная газета» (4.07.03);

- о значении знаний и умений их осваивать: «Преимущества в конкурентной борьбе уже не определяются ни размерами страны, ни богатыми природными ресурсами или мощью финансового капитала, теперь все решает уровень (и качественные особенности – Авт.) образования, объем накопленных обществом знаний,

_____________________

¹ - И. Имамутдинов, В.Фадеев, Снять патологию системы (интервью с М. Прохоровым), Эксперт, №. С. 20 г 

 а посему совершенно очевидно, что в ближайшие годы, процветать будут те голсударства, которые сумеют (и умений – Авт.)» (Фарель, Мандар, Пенкар);

- «...придавая стратегически решающее значение инновационной культуре, как состоянию высокой восприимчивости людьми новых идей, их способности и готовности (добавим: а также социально-личностной возможности, обеспеченности - Авт.) к поддержке и реализации новшеств», «Хартия инновационной культуры», принятая в Российской Федерации (2001 г);
- в Китае инновационное развитие стоит на одном из первых мест, а если судить по докладу руководителя страны – на втором, после экономического. Но весь доклад пронизан инновационной проблематикой. В этом докладе на съезде КПК (2013 г.) лидер страны выделяет следующие важнейшие положения: «... Во-вторых, осуществлять стратегию стимулирования развития посредством инновации. Научно-технической (и социально-технологическо-организационной - Авт.) инновации, как стратегической опоре в повышении уровня общественных производительных сил и совокупной государственной мощи требуется отводить центральное место во всем процессе развития страны. Важно... ускоренно создавать государственную инновационную систему... Совершенствовать систему интеллектуальной инновации... сосредоточивать ум и силы всего общества на развитие за счет инноваций».

И даже в первой, экономической части доклада, уже мощно звучит инновационный мотив: «...важно специально пробуждать новую энергию к развитию...специально наращивать новые движущие силы, стимулирующие развитие за счет инноваций» [ ].

- Стратегически абсолютно, первостепенно важно и тактически остро актуально то, что ВЛАДЕЮЩИЙ ИННОВАЦИЕЙ – ВЛАДЕЕТ БУДУЩИМ! Более того – КАКОВЫ ИННОВАЦИИ - ТАКОВО БУДУЩЕЕ!? (В. Джелали)

В целом ситуация в мире являет собой полное соответствие с поговоркой; «Куда ни кинь, всюду клин!». Действительно, движение всех составляющих жизни заклинивает не только устаревшая, но и одряхлевшая, забюрократизировавшаяся и «обесточенная» стремлением исключительно к выгоде и власти (а не пользе и науке-Истине) инновационная система. Процесс не идет без давно и чрезвычайно остро требуемых идей, разработок, требующих, как правило, радикальной новизны. Но современная инновационная система не способна обеспечить не только реализацию и и, но использование, но и этапы генерации, социального развития инноваций состояний, предшествующих реализации, без которых и реализационный плод не вырастет и авторы, способные его родить-созидать. Поэтому и результаты всех громко заявленных попыток Евросоюза, России, Украины, США, да и Китая – очень далеки от провозглашенных, так желаемых, более того – совершенно необходимых!

Конкретное проявление острой необходимости радикального совершенствования инновационного механизма (личностного и социального, а на самом деле – личностно-социального) очень многопланово. Отметим некоторые из наиболее важных.

В научно-техническом развитии, лидирующей сфере деятельности человека и человечества, все более значимыми становятся новые направления – коэволюция ранее совершенно не связанных областей исследования, созидания и универсальность решений, создаваемых систем, устройств¹.

Особую группу проявления универсальности, даже всеохватности, составляют информационные и нанотехнологии, системы имеющие инфраструктурное назначение и гиперструктурное значение. Зияющей дырой, в сравнении с уровнем достигнутым ИКТ и нанотехнологиями, являет отсталость (и не только отсутствие прогресса, но и значительное падение качественных характеристик) технологий и организации работы с инновационной информацией и ее носителями. Восприятие инновационной информационной технологии сохранения и активизации новых идей (ИИТ САНИ) отличается принципиальной многофакторной новизной, а, следовательно, значительной информационной, инновационной и научной емкостью, что-то чрезвычайно затрудняет ее социальное развитие в рамках действующей инновационной системы. Хотя значение ее высоко оценили акад. В. Глушков, (на встрече с ним), В. Могила (нач. отдела науки Минавтотранса УССР) [ ], в Рекомендациях [ ], приняты на Киевском Симпозиуме проводимом в соответствии с Программой ЮНЕСКО, принятой в Будапеште (1999 г.) [ ]. Высоко оценили эту систему и многие крупные ученые, специалисты .

Система САНИ в современных условиях является стратегически особо важной, в ее функционирование одним из первых условий начальных средств разработки и реализуемости, ее качественно позитивных, созидательно- развивающих личность и социум, результатов объективно необходимых тактически и стратегически.

Это определяется тем, что эта система органически включает в себя и способна обеспечить (организационно и материально-технически активную и массовую личностно-социальную инновационную деятельность с минимумом обязательного стационарного аппарата, но, так или иначе, способного бюрократизироваться (даже несмотря на предусмотренные специальные механизмы борьбы с этим явлением,

__________________________

¹ - Универсальность совершенно необходима для дальней космонавтики, как в силу жестких ограничений на количество массы к месту назначения, так и оторванности от земных средств обеспечения. (например, для обеспечения здоровья совершенно необходима именно полифункциональная кабина, способная тестировать, лечить и обеспечить многостороннее закаливание организма [ ]. То же можно сказать и о средствах связи, локальной транспортировке, исследовательского оборудования. Полифункциональность заметно проявляется в устройствах пришедших на смену телефону, ЭВМ. 

но все-таки, заметим, способными на радикальную борьбу) и с постоянно-неразрывной включенностью в ее деятельность активной массовой нравственной составляющей, обеспечиваемой на базе инновационного процесса (в рамках, на основе системы САНИ). Без этого симбиоза, их сингулярно организованной деятельности, не решить первейшую задачу поворота инновационного процесса и его результатов в направлении и в интересах Созидания.

Без этого даже полезные идеи (а вместе с ними и полезная экономика, основа здоровой жизни) теряют способность не только развиваться-реализовываться, особенно на начальных стадиях, но и рождаться. И, прежде всего, это касается стратегических, принципиально новых, инициативных, многофакторно коэволюционных – составляющих новую эру нашего развития.

Это делает систему САНИ актуальным фактором первостепенной важности для ориентации, актуализации и развития личностной и социальной энергий в интересах созидания Личности, Социума, Жизни, объединения разрозненных и, зачастую, совершенно недостаточно развитых -обеспеченных сейчас, позитивных усилий людей и организаций. 

Действительно, решающим фактором преобразования «экономики прибыли» в «экономику пользы» [ ] (реальную, действительно, объективно нужную людям экономику) и развития Жизни (а не ее отрицания) является система САНИ. Еще лауреат Нобелевской премии по физике П. Капица подчеркнул первейшее значение для (социального и экономического развития) экономики США принципиально новых устройств [ ], а с их помощью и возможностей человеческого развития [ ]. Т.е., следовательно, речь должна идти о генерации, развитии и реализации типа «знаю что» [ ]. Что требует особенного, не свойственного современной инновационной системе, подхода. Учитывая особенности генерации, развития и реализации такого рода идей-разработок [ ], требующих особых методологии и организации ведения работы с ними, совершенно отсутствующих ныне в мире.

Тоже самое можно сказать и о социально-политическом развитии. С той только разницей, что идеи из этой сферы (социальные изобретения, открытия) в мире вообще не регистрируются (не патентуются, и таким образом не социализируются ). Хотя, в частной беседе представитель ВОИС (на специальной конференции в КПИ) согласился с такой необходимостью. Но должна быть инициатива государства!... Ясно, что если бы техническое развитие оказалось бы в такой ситуации, на современные фантастические результаты вряд ли можно было надеяться.

Важнейшей фундаментальной личностно-социальной стороной современного развития является институт участия народа в управлении крупных социальных структур. Недостатки современной государственной демократии, принципиальная недостаточность участия народа отмечали государственные деятели (президент ФРГ Вайцзекер, Чехословакии - Гавел), ученые (например – Э. Тоффлер. Причем он отметил, что это сейчас «не политическая роскошь, а первейшая необходимость» [ ]). То же можно отметить и в деле управления фирмами [ ]. Для развития деморатии, полноты ее наполнения и эффективности использования энергии кадров, народа, нужен механизм, способный обеспечить постоянное творческое и инновационное активно-инициативное участие широчайших кругов сотрудников, населения для подготовки целей (Тоффлер), планов, путей и средств их достижения-выполнения. А не только как винтик избирательного механизма. 

В первую очередь нужен механизм эффективного, деятельного, массового участия, хотя и не всегда приводящего к окончательному результату [ ], как школы управления, организации, своевременного, инициативно-самостоятельного и качественного исполнения принятого решения, дающий опыт работы на всех уровнях ответственности (а идеи нередко и бывают такими) и среды, способной выявлять, развивать и выдвигать достойных лидеров (по уму, чести, знаниям-умениям, организаторским и другим способностям). Т.е. нужен социальный лифт [ ], доступный любому, независимо от возраста, социального и материального положения и т.д., но условием попадания являются творческие способности-результаты (возможности), инновационные способности и позитивная, эффективная деятельность. 

Владеющий инновацией – владеет будущим!
Каковы инновации – таково будущее... 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. - Ситуация в мире, по мнению многих авторитетных ученых, общественных деятелей (А. Печчеи, Бестужев-Лада, Н. Моисеев, А. Швейцер, Т. де Шарден, Тоффлер и многие другие), во многих отношениях носит предельно угрожающий характер. Однако в этих высказываниях, наполненных острой болью, связанной с угрозой небывалой катастрофичностью, причем даже для Жизни на Земле, нет конструктивных, реалистичных предложений, сквозь призму которых можно увидеть «свет в конце туннеля», механизмов, способных дать так остро необходимые результаты. 

Нет технологически, организационно разработанного социально-личностного механизма, который кадров личностной и социальной энергией, материально и нравственно может обеспечить генерацию, рост и эффективную реализацию-использование позитивных, личностной и социальной, энергий, созидающих, а не разрушающих людей и общество, создающих - развивающих культуру [ ], условия для разностороннего, гармоничного развития, реализации получаемых при этом результатов на основе конструктивно-нравственно организованной сингулярности отношений, взаимодействия с другими людьми, организациями. 

2. - Широко известна мысль о том, что нельзя решить частных вопросов, не решив общих. Вряд ли кто-нибудь, по крайней мере из осознавших сложность и опасность сложившейся ситуации, не согласится с тем, что необходимо разрабатывать качественно новую стратегию развития человека и человечества.

Время исторического детства, методологии проб и ошибок прошло, заканчивается, если, конечно, история продолжится. Пора учиться и переходить к научно-конструктивно обоснованному проектированию и планированию собственной истории. Располагаемые и вновь появляющиеся фантастические возможности, как личностные, так и социальные, резкий уклон в сторону активизации негативной и погашения позитивной социальной энергии, при одностороннем, негативном использовании и направленности научно-техничеких результатов, оставляет мало времени на раскачку, надежду на «авось» и на погоню за максимумом прибыли за минимум времени.

Тем более, если учитывая бифуркационное состояние развитие жизни на Земле: «...сложные системы обладают высокой чувствительностью по отношению к бифуркациям. Это вселяет в нас одновременно надежду и тревогу: надежду на то, что даже малые флуктуации могут усиливаться и изменять всю их структуру (это означает, что индивидуальная активность вовсе не обречена на бессмысленность); тревогу...». Но надежда может быть реализована, если будет работать защитный механизм, социальная имунная система, справляясь с вредными посылами (иннновациям - «микроорганизмами») и, наоборот, усиливая позитивные.

Разработка С. на основе исследовательски-конструктивного поиска-познания-созидания, на базе и в целях Добра не может и не должна быть плодом труда даже особо и разносторонне одаренного и подготовленного человека. Пусть даже гениального во вех отношениях. И даже государства, даже располагающего нужными кадрами, материально-организационными и нравственными возможностями, необходимыми для этой работы.

Хотя, конечно, некоторые основы этого направления человеческой и социальной деятельности будут заложены индивидуально. Но сама работа, в целом, - это задача, конечно, международная.

Однако, если судить по многочисленным прогнозам на 2000 год, они сводились, как правило, к научно-техническим достижениям. Но совершенно не касались ни социального развития, ни развития человека, личностного. Т.е. того, ради чего и сотворялся, существует социальный мир и что является оценкой качества его развития-состояния. Остановка социального развития - конец социально-политической истории (не говоря уже об антиисторическом движении. Как пути и средства ускоренного окончания [ ]), отсутствие, социальных и личностных идеалов, м объективно-исторически достойных, создаваемых на основе Истины, Добра и Красоты, выверенных исторически (как показала многократно сама История) и научно – верное средство вырождения личностного и социального, цивилизации в целом

В современных условиях, как это увидел и показал, например А. Печчеи. тем более учитывая постоянную смену руководства практически во всех государствах, а, следовательно, слабой заинтересованности в разработке предельно дальней, загоризонтной С. (думая о вечности – по Цицерону) и к тому же в общечеловеческих масштабах, такая работа в пределах государства вряд ли (п)окажется уместной, реальной.

Для начала работ над С. была бы очень значима инициатива и организация ЮНЕСКО. Это вполне вероятно, особенно, если учитывать и развивать новые обязательства науки, изложенные в Декларации о науке и использовании научных знаний. Ведь «...актуализация и развитие творческого (добавим: и инновационного, активного нравственного – Авт.) потенциала человечества – важнейшая задача современности». 

3. - Ясно, что ожидать, когда будет создана и заработает система, необходимая для разработки и реализации С. не целесообразно и непозволительно. Ситуация, похоже, не позволяет. 

Всходы, наверняка появятся и будут пробиваться в жизнь в разных местах, государствах, в масштабах всей планеты. Но не как отдельные звездочки, а уже как части единого процесса, как родники-ручейки, образующие могучую реку.

Нужно проводить деятельность, локализованную работу, сопутствующую пока предположительной С., но составляющую ее необходимые части. Т.к. многие принципиальные проблемы, цели и способы (средства, пути) их решения-достижения уже вполне определились. Перечислим некоторые из них. Нужна, в частности, деятельность:

- позволяющая получить системно и качественно полное представление о социальном и личностном движении, что позволит созидать объективно требуемые социальные системы и личностные качества. Потому что совершенно верно заметил замечательный философ ХХ века Э. Ильенков: «Прежде чем рассуждать, размышлять о том или ином предмете, нужно уметь удерживать его в представлении как некое целое, как образ». Но для этого, конечно, надо иметь средства, позволяющие создать этот образ. И некоторые возможности для этого уже есть. Разработаны они для космонавтики (использованы и для инновационной сферы ) и инновационной культуры [ ];

- способствующая кардинальному и системно полному совершенствованию инновационной системы и культуры. И, прежде всего, ее центральной составляющей – системы сохранения и активизации новых идей. В частности, речь должна идти и создании глобальной системы САНИ¹, необходимой для инициации,

_________________________

¹ - Письма на имя вице-президента ЮНЕСКО Юшкявичуса с таким Предложением были подписаны вначале директором УкрНИИНТИ д.т.н. Н. Тимошенко (был получен положительный, заинтересованный ответ), а затем акад. В. Михалевмчем (директор Института Кибернетики им. В. Глушкова), председателем Комитета по информатике при Комиссии по делам ЮНЕСКО, на имя ее председателя Макаревича. К сожалению, мы опередили развитие ЮНЕСКО, написав второе письмо раньше Будапештского форума и поэтому не добились понимания и поддержки у руководства Комиссии 

 социального сохранения предлагаемых и найденных, полученных творческих результатов, их методологически и организационно справедливой

сущностной оценки, последующего развития, обеспеченного, прежде всего, активной деятельностью широчайших кругов населения и организаций, эффективной и позитивно организованной реализации для использования этих результатов в интересах человечества и всех землян. Кстати, часть комплекса наших предложений - о создании Банка идей для ООН (ЮНЕСКО) - была положительно оценена Генеральным секретарем ООН Бутросом Гали (интервью к.ф.-м. наук В. Третьякова, Минск) [ ];

- по совершенствованию и существенному повышению¹ позитивности законодательной сферы и включенности всего спектра творческих результатов;
- по началу подготовки и выпуску «Энциклопедии талантов». Заметим, что человек, как существо универсальное [ ], обладает несчетным числом разных талантов: интеллектуальных, нравственных, инновационных, социальных, физиологических и многих других. Поэтому начинать надо с основного спектра, постепенно его дополняя, углубляя-расширяя; 
- по созиданию, развитию и фунционированию системы формирования и активной нравственности (личностной и социальной).

Развитие осознаваемой нравственности имеет многовековую историю. Если же включить и ее источники, заложенные в животном мире и в каменном веке (см., например, «Этику» П. Кропоткина и многочисленные примеры дружбы и самоотверженности, и даже извечно враждующих или совершенно не связанных его представителей, показанные в жизни и Интернете), то эта история - древнейшая. Она дала поразительные результаты и взрастила замечательных людей, показавших высочайший уровень духа и деятельности. Однако прогресс в этой исключительно важной сфере, во многом определяющей совершенствование личности и социума не только значительно и недопустимо отстает от материального [ ] и требуемого достигнутым и вырастающим уровнем науки и техники. Более того – процесс вырождается в антикультуру [ , ]. Это происходит в решающей степени из-за отсутствия, совершенно необходимой для всякого успешного действия, специальной системы (технологии, организации, структуры и духа, наконец). Для организации и обеспечения возможности проведения соответствующей практики, 

_________________________

¹ - Т.е. такое законодательное обеспечение инновационного процесса, которое способствовало бы повышенному вниманию и социально-личностному обеспечению позитивных (социально и личностно полезных) идей, разработок.

деятельности (причем, как эпизодической, так и регулярной). Которая, к тому же, совершенно необычна, как по целям, способам действия, так и «вознаграждения». Когда порой (или как правило, нужно больше отдать, чем получить и действоать не по указке, а по собственной инициативе и собственному разумению, на свою ответственность. Учитывая тот факт, что многие возникающие задачи и проблемы, требующие, нуждающиеся в нравственной деятельности, не решаются индивидуально (и даже коллективно, но требуют социальной деятельности), а также то, что даже поддающиеся индивидуальными усилиям требуют дополнительного (вне личных возможностей) обеспечения, становится очевидной необходимость создания некоей системы, позволяющей дополнить ресурсы, объединить усилия и реализовать идеи множества людей на пути созидания Красоты, на основе Добра и Истины во всех видах деятельности. Причем, начиная с ростков Нового, с инноваций.

Учитывать надо и то, что многие считают, что есть два варианта социального и личностного движения (неразрывно связанных, но качественно разных) В одном, современном случае, нравственность считается признаком отсталости-неразвитости и слабости, блажью, оторванной от реальности, качеством, мешающим добиться жизненного успеха. В другом – основой и целью развития общества (социальная нравственность) и человека (личностная), без которой он не только не может достичь сияюших вершин действительной Красоты, доступных универсальному Человеку, но и элементарно выжить. Ведь на самом деле Природа не дает такого выбора.

Т.к. первый, сейчас наиболее массовый, обеспеченный, организованный и активно развиваемый современной системой, однозначно и многими средствами (существующими и вновь создаваемыми) ведет к антикультуре, отрицанию Жизни [, ]. Причем развитие вроде и продолжается, но по траектории не животворящей, восходящей, расширяющей ареал Жизни – по левой спирали, а по нисходящей, правой, сокращающей и ареал и возможности Жизни, личности [ ].

Система САНИ, которая систематически и массово работает с инновациями и инноваторами в зачаточном или новорожденном состоянии (причем это состояние, как правило, характерно и для инновации и для автора), не может не использовать методологию материнского отношения (основанного на бескорыстной деятельности, помощи), не опереться на массовость такого вида деятельности. Это дает возможность людям и организациям проявить и развить себя на ниве Добра и Истины, дает соответствующую практику и опыт всем слоям населения, возможность рождения и ощущения нравственных чувств, их развития и достижения нравственных и социальных вершин [ ] В Библии, кстати, верно сказано: «Дети мои, станем любить не словом и языком, но делом и истиной» [ ].

Поразительный прогресс в сфере информатики используется сейчас как оружие массового поражения духа, формирования и развития массовой антикульткры, покорения и эксплуатации народов (своих и чужих) и государств.

Изучить, освоить и использовать технологию и организацию работы с авидой¹ не как мощнейшее орудие разрушения, а как необходимое средство созидания человека и социума, освоения и всестороннего позитивного развития синергии, как высшей формы отношений, борьбы с антикультурой – первейшая задача сегодняшнего дня;

- по созданию инициативных групп. Как по различным направлениям формирования и реализации С., так и по работе с ней в целом;

- по подготовке и проведению Праздника Прометея [ ], собирательного идеала Человека, создаваемого уже более 2500 лет лучшими умами и душами человечества. Только перечень участников этого процесса, и уровень их творческо-нравственного духа уже впечатляет. Образ созданный – одухотворяет, вдохновляет. Этот необычный прездник, который нужно проводить в традиции, в духе античных греков [ ], духовных учителей, родителей Европы, носит уже-даже не соревновательный характер (олимпийский – великий шаг к миру – отказ от кровопролития, от «Колизея»- гладиаторства), а основан и несет дух и работает для сотрудничества, взаимопомощи, сингулярности, гармонии-красоты созидания-совершенствования. Он нужен для консолидации, актуализации, «презентации» замыслов, результатов (хоть и промежуточных) творческой, инновационнной, нравственной – любой деятельности, направленной на развитие и расширение синтеза Добра и Истины, на пользу Человеку и Человечеству, Жизни. Т.е. различных проявлений и результатов позитивной социальной и личностной энергии Человека и социума, Красоты такой жизни и деятельности на всех уровнях и во всех сферах Жизни, результатов.

В сборнике тезисов докладов на конференции в КПИ (г. Киев), посвящённом 50-летию полета Ю. Гагарина, В. Терлецкий так закончил свои тезисы: «Сформулировать вдохновляющие цели для всех людей, живущих на планете Земля – важнейшая задача действительных лидеров современного человечества. Эти цели должны генерировать творческую (и организационную, инновационную, нравственную – Авт.) энергию современной цивилизации. В нашем мире очень много людей, готовых внести свою локальную лепту в дело преобразования мирового сообщества на началах истины, добра, красоты и пользы. Решение актуальных проблем современной цивилизации и разработка перспективных проектов ее развития – вот та реальная основа, которая сможет их организовать и сделать авангардной силой истории [ ].
_________________________

¹ - Авида (Автор + Идея) - элементарная инновационная частица. Часто нерасторжимая, особенно вначале, на стадии генерации, развития идеи. Закончим эту работу дополнением, сделанным сотрудником Института кибернетики, человеком большой души и многих талантов, Юрием Батлук к известному стихотворению Р. Киплинга «Человеку» (перевод С. Маршака):


Но если ты к тому ж не равнодушен
К всему, что происходит на Земле,
Сумел настроить помыслов и душу
На справедливость и в чужой судьбе
И если ты открыт для покаянья
За все в ответе проживя свой век, -
Вселенная – твое мой мальчик достоянье,
И более того – ты Человек! 
Джелали В.И.
21.05. 2015 г. (11.30)


Комментариев нет:

Отправить комментарий