понедельник, 9 июля 2018 г.

НОВИКОВ Б.В. - ПОЧТИ ЮБИЛЕЙНОЕ


ВСЕЛЕННАЯ ФИЛОСОФА

Творчество и свитие амбивалентны. В составе деятельности как способе бытия (существования, производства и воспроизводства etc.) культуры. Как способ бытия социальной формы развития материи. Именно из этого, - субстанциального, - основания культуры следует ответ на вопрос, почему любое (без изъятий наималейших) обретение, произведение, непосредственная форма культуры, - духовной, чувственной, материальной, - может быть использована и используется в контроверзой форме: во благо и во зло. Лю-бо-е. Феномен культурной амбивалентности, насколько мы можем судить, еще не был непосредственным предметом философского исследования. Это вовсе не означает, что всё, что с ним связано, находилось и находится вне поля философской рефлексии. Исследовалось. Исследуется. Однако же, речь о том, что достигнутые исследовательские результаты по этой проблематике не носят системного характера, существуют в состоянии т.с. рассеянной полноты, исследовательские интенции на различные ее аспекты, сюжеты, вопросы носят «точечный», в лучшем случае - «очаговый» характер. 

Уже, - давно, - наступила пора пробиваясь сквозь толщу накопленной «философской» эмпирии по указанной проблематике, выйти на качественно новый уровень философского постижения феномена культурной (а строго говоря, иной она и не бывает: амбивалентность — это имманентное, субстанциальное свойство культуры) амбивалентности. 

Почему мы говорим об этом именно здесь и именно теперь? Ведь, казалось бы, повод для нашего научного собрания - 60-летний юбилей кафедры философии Киевского политеха и сказать по этому поводу у меня, соответственно моменту, - есть что. Как и у многих моих коллег. Конечно есть. Кафедре - 60 лет. Мне в этом году - 70. Из них 42 года - практически, сразу после окончания (в августе 1975 г.) философского факультета КГУ им. Т.Г. Шевченко, с мая 1976 г. - я работаю в КПИ. На кафедре философии. 

Преподаватель, ст. преподаватель, доцент, профессор. С 1987 г. и по настоящее время - руководителем (зав. каф.) в этом прекрасном коллективе. 

Так что, оснований, не говоря уж о поводе, и повспоминать, и помечтать, и порассуждать о нашей прошлой, нынешней и будущей жизни бренной - более чем достаточно. 

Однако же ж, конференция наша - научно-практическая. Ключевое слово - 
«научная». Да и в традициях кафедры, заложенных еще П.В. Копниным, продолженных В.И. Войтко, С.И. Черкасовой и моих, — со-товарищи, - простой, но базовый, принцип: «будет Наука, будет и методика с дидактикой, будет и воспитание, будет и все остальное». 

Но абсолютный приоритет, - ну, может не абсолютный, но приоритет номер раз, - наука. 

Приоритет абсолютный, разумеется - люди. Каждый, многие, все. Т.е. - осуществляемый принцип действительного гуманизма. В идеале - сущий в форме практической всеобщности.

Так вот, представляется, что необходимая концентрация мысли, необходимое силовое поле идей, созданные не в последнюю очередь и представителями нашей кафедры (разных ее поколений) позволяет уже ставить задачу в форме и масштабе: «Деятельность: амбивалентность творчества и свитая». А лучше: «Деятельность: творчество vs свитие». 

Что у нас «за душой»? Немало. 

И традиционное исследование феномена состязательности, и основательные результаты в рефлексии методологии превращенных форм (формы превращенной), и феномена интеллигентности и интеллигенции, и феномена бюрократии, и феномена культуры, и феномена управления, и феномена протогосударственность - государственность - постгосударственность, и феномена отчуждения, и феномена собственности, и феномена власти, и проблемы рациональности, и феномена сети, сетевых структур (узор уб паутина), и, конечно же, разработка, - философская, - различных аспектов проблематики творчества (за 1987 - 2017гг. одних только международных научных конференций, посвященных указанной проблематике, кафедра провела 14 (четырнадцать)). В 2019-м-следующая. Пятнадцатая. 

...Творчества как способа бытия действительного гуманизма. Краще так: творчості як способу здійснення гуманізму. Творчості як корисного здійснення блага через істину у красі. 

И - много чего еще. Ведь нам - уже 60. Ведь нам - всего 60. 

...Амбивалентность культуры (а понятие «амбивалентность» уже давно, по нашему убеждению, должно обрести статус категории) - свойство любого культурного образования, любого культурного обретения (духовного, чувственного, материального, вернее: духовно - чувственно - материального) быть преднамеренно или нет, сознательно или неосознанно, случайно либо нет еїс. использованным (человеком, людьми, человечеством) и во зло, и во благо; и на пользу, и во вред. Себе ли, другим ли - не суть. Суть, т.е. важно - что любое. Без изъятий малейших. 

Напомню, что термин «амбивалентность» (амби. - гр. аmphi - вокруг, около, с обеих сторон + валентность. — лат. valentia — сила) истолковывается нынче как «двойственность переживания, выражающаяся в том, что один объект вызывает у человека одновременно два противоположных чувства напр, удовольствие и неудовольствие, симпатию и антипатию» (см. Амбивалентность, Словарь иностранных слов. - М., 1989, стр. 31). Верно. Но - убогонько. Подобное истолкование. Если им ограничиваться. 

Полагаю, — уверен и убежден, - что уже давно пришло время основательной рефлексии (а-у, молодые исследователи: тут на десяток «докторских» хватит!) феномена культуры, о котором Ф. Энгельс в свое время сказал так: «здесь та же разница, что между огнем на службе у человека и пожаром». Робота тут, - принаймі, для соціальних філософів - непочатий край. I якої робота! Творчості! 

Чому так лаконічно? Та воно ж як: чим більше у тебе є що сказати іншим, тим менше для того потрібно часу. І паперу. Якось так. 



Комментариев нет:

Отправить комментарий