вторник, 31 января 2017 г.

Трагедия "Италии". Легенда о мужестве, долге, чести и совести


25 июля. Ровно 88 лет назад утренний покой норвежского города Нарвика потревожил хрипловатый голос пароходного гудка. Это возвращался на последнем винте искалеченный паковыми льдами и отчаянными усилиями на пределе возможного для своей железной плоти советский ледокол "Красин". На его борту находились семь уцелевших членов команды дирижабля "Италия". Все, что осталось от исторической экспедиции. Исторической не по своей дерзости, а по той международной мобилизации всех сил и средств, выделенных на спасение терпящих бедствие аэронавтов. Только в этот момент семеро измученных мужчин смогли вздохнуть с облегчением: "Будем жить!". Через несколько дней родина встретит их как героев.

Итак, об экспедиции.

Цель - Северный Полюс. Это была уже вторая экспедиция после полета на дирижабле "Норвегия" в 1926 году под командованием Рауля Амундсена и вторая для командира "Италии" Умберто Нобиле.

Средства. Дирижабль полужесткой конструкции с наполнителем из водорода. Длина - 104.9 метра, ширина - 18.5 метров, мощность двигателей - 552 киловатта, максимальная скорость - 90 километров в час.


Краткая хроника экспедиции.

Началом завершающего этапа экспедиции можно считать вылет ранним утром 23 из Конгсфьорда (Архипелаг Шпицберген). На полет к полюсу планировался один день, на возвращение - столько же. Но за два дня могло произойти все, что угодно. Так и случилось. Еще на подлете к Полюсу погода резко изменилось, поэтому было принято решение не высаживаться на лед и повернуть обратно. На Полюс был сброшен вымпел в виде креста с итальянским флагом, освященный самим понтификом Ватикана.

24 мая. Дела идут из рук вон плохо. Погода ухудшается, а оледенение обшивки нарастает, утяжеляя дирижабль. Делается все возможное, чтобы избежать потери высоты. Сбрасывается за борт любой груз, от которого можно избавиться.

25 мая. Все усилия оказываются тщетны. При ударе об лед отрывается гондола, остальная часть уносится ветром, увлекая за собой шестерых. Их так и не нашли. При ударе гибнет моторист Помелла. Первые семь смертей.

29 мая. Радисту Бьяджи удалось исправить радиостанцию, но связаться ни с кем не удается.

30 мая. Три человека - Мальмгрем, Цаппи и Мариано решают оставить лагерь и отправиться за помощью самостоятельно, вопреки желанию Нобиле.

3 июня. Советский радиолюбитель Николай Шмидт, житель деревни Вознесеньк-Вохма (Северо-Двинской губернии) поймал сигнал радиостанции Бьяджи на самодельный приёмник.

16 июня. Из Ленинграда на спасение выживших вышел ледокольный пароход Красин. Руководит экспедицией профессор Рудольф Самойлович.

18 июня. Оставив за спиной прежние размолвки с Нобиле, Рауль Амундсен вылетает из Тромсе (Норвегия) на Шпицберген. К месту назначения он так и не прибывает. Что случилось в пути - непонятно. 31 августа был найден поплавок от его гидросамолета, а 7 октября - пустой бензобак.

20 июня. Лагерь обнаружен. Терпящим бедствие было сброшено на льдину самое необходимое.

23 июня. Шведский лётчик лейтенант Эйнар Лундборг на одномоторном биплане "Фоккер" вывез со льдины Нобиле вместе с его собакой Титиной на шведскую авиабазу,

11 июля. Самолет с "Красина" обнаруживает группу из трех человек, самостоятельно пытающихся достичь Шпицбергена. На обратном пути самолет терпит аварию. Все члены экипажа живы, связь работает, но командир Борис Чухновский от помощи отказывается категорически. Его поддерживают остальные. Они будут подобраны только 16 июля, после того, как все аэронавты будут спасены.

12 июля. Моряки с "Красина" подбирают двух человек из трех обнаруженных самолетом: Цаппи и Мариано. Мильгрен обьявлен погибшим. В 20.45 того же дня ледокол подбирает остальных пятерых аэронавтов. Операция по спасению успешно завершена.

Список членов экспедиции

Имя Должность Статус
Умберто Нобиле Руководитель Выжил, ранен
Финн Мальмгрен Метеоролог Ранен при катастрофе, погиб при попытке самостоятельно добраться до базы
Франтишек Бегоунек Физик Выжил
Альдо Понтремолли Физик Пропал без вести
Уго Лаго Журналист Пропал без вести
Франческо Томазелли Журналист Не участвовал в последнем вылете
Адальберто Мариано Штурман Выжил, при попытке самостоятельно добраться до базы отморозил ногу
Филиппо Цаппи Штурман Выжил
Альфредо Вильери Штурман Выжил
Натале Чечоне Механик Выжил, ранен
Джузеппе Бьяджи Радист Выжил
Этторе Педретти Радист Находился на «Читта ди Милано», судне обеспечения
Феличе Трояни Инженер Выжил
Калисто Чокка Механик Пропал без вести
Аттилио Каратти Механик Пропал без вести
Винченцо Помелла Механик Погиб при падении дирижабля, похоронен на льдине
Этторе Ардуино Старший механик Пропал без вести
Ренато Алессандрини Механик Пропал без вести
Титина Собака Нобиле Выжила

Ну это лишь самое необходимое, что следует знать об экспедиции. В свое время совместными усилиями советских и итальянских кинематографистов бывл создан замечательный фильм "Красная палатка". Это, если угодно, сочетание триллера и лирической драмы. Своеобразный шедевр кинематографии, позволяющий зрителю пережить эту драму и имеющую огромное познавательное значение.

Шона Коннери (Амундсен) и Клаудию Кардинале (Валерия) уговаривать на роль главных героев долго не пришлось.
С советской стороны - просто неисчислимое количество любимчиков публики, тогда еще молодых и красивых. Конечно, под слоем полярного грима их трудно узнать. Трудно - но возможно. Я бы шаловливо посоветовал не смотреть на субтитры, а попробовать самим это сделать (не удержался, чтобы не сказать "Здесь Борман!"). С музыкой тоже все прекрасно. Композитор Александр Зацепин поработал на совесть.

В очень многих драматических происшествиях, где так или иначе фигурируют итальянские должностные лица, к сожалению, очень хромают показатели офицерской чести и чувства долга. Наверное, это своеобразная итальянская "фата моргана". Эта судьба не обошла стороной и командора Умберто. Всю свою оставшуюся жизнь он снова и снова устраивает для себя суд офицерской чести, призывая на него людей из собственных воспоминаний. И они приходят: кто в качестве обвинителя, кто - в качестве защитника, кто - свидетеля, а кто и судьи. И все повторяется снова и снова

Что же случилось с командором "за кадром"? Возвращение в Италию стало для него кошмаром. Муссолини был в ярости: он обвинил Умберто в провале экспедиции, разжаловал из генералов. Газеты начали настоящую травлю недавнего кумира. Писали, будто он больше заботился о собаке, чем о людях; что, как начальник экспедиции, не имел права покидать свою команду; что из-за него погиб Амундсен...

Нобиле выдержал пять лет. А потом принял предложение СССР и вместе с дочерью и неразлучной Титиной прибыл в подмосковный Долгопрудный, где пять лет помогал советским инженерам строить дирижабли. По словам Нобиле, то были лучшие годы в его жизни. Чего не скажешь о Титине — за ней охотились все мальчишки Долгопрудного. Дело в том, что на льдине собака заболела цингой и потеряла зубы, а Нобиле, души в ней не чаявший, справил ей золотые!

Из СССР Нобиле переехал в США, и только в 1945 году, после победы над фашизмом, вернулся в Италию. Ему вернули звание генерала, сняли с него все обвинения. Господь отвел ему долгие 93 года. И все эти годы Нобиле мучился вопросами, на которые у него не было ответов: что стало с теми шестерыми, оставшимися в дирижабле? где и как погиб Амундсен? что на самом деле случилось с Мальмгреном?..



Комментариев нет:

Отправить комментарий