ОПАСНОЕ ЗНАНИЕ КАК ПРЕДМЕТНОЕ ПОЛЕ
ДЛЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
1. Осознание опасностей
и рисков, возникающих при материализации и практическом применении научных знаний,
даёт повод для усиления критики многих сложившихся направлений
научно-технического развития [1,2,3]. Возникает основание выделить и изучать феномен
опасного знания, то есть такого, применение которого создаёт явные и
потенциальные негативные эффекты в природной среде и обществе. Таковым
оказывается не только научное знание, преднамеренно создаваемое для изобретения
и производства оружия массового поражения, но и часть «безобидного» знания
гражданского применения, обслуживающего развитие потребительского общества [4].
Зачинателем направления
исследований и автором концепта опасного знания считается американский биохимик В.Р.
Поттер [5,6], хотя и до
него существовала давняя традиция религиозных и светских отрицательных
воззрений на науку, которые привели к философскому антисциентизму. Но именно в
новейшее время торжества НТП особенно чётко проявились и усилились разные негативные
эффекты от хозяйственных и социо-культурных практик, применяющих научные знания.
«Знания могут стать опасными
в руках специалистов, не имеющих достаточно широкой подготовки для того, чтобы
в полной мере оценить практические результаты своей деятельности.
Опасным называется такое
знание, которое накапливается быстрее, чем мудрость, необходимая для управления
им, или, другими словами, это такое знание, которое опережает в развитии
остальные отрасли человеческого знания и тем самым вызывает временный
социальный дисбаланс» [5].
Под это определение можно
подвести содержательно и функционально разные комплексы специальных знаний, нарабатываемых во
многих областях фундаментальных и прикладных исследований. Но это предполагает методологическую
рефлексию ценностных установок, целей и методов познания, которые характерны
для индустрии знаний, удовлетворяющей потребности современного общества.
2. Современный хай-тек насыщен
опасностями, рисками и уже проявленными вредными явлениями, которые порождёны как
неосторожным, так и преднамеренным применением опасных знаний. Примеров
множество; коснёмся лишь одной наиболее наукоёмкой и динамичной сферы
деятельности — ИКТ.
Комплексы знаний, заложенные
в развитие ИКТ, можно считать опасными, поскольку наряду с массой позитивных возник
и расширяется целый ряд негативных социальных, психологических и культурных
эффектов: сетевая зависимость, игровая зависимость, отвлечение от
действительности и «жизнь» в виртуальной реальности, информационные
перегрузки, мозаичное мышление, утрата ориентиров при выборе средств
удовлетворения потребностей, цифровая деменция, помехи здоровому образу жизни,
гиподинамия и провоцирование психосоматических болезней, развитие
порноиндустрии, электронная слежка и ведение персональных досье (в перспективе
полный контроль личности), киберпреступность и глобализация криминальной
деятельности и прочее.
В экологическом аспекте развитие
инфраструктуры ИКТ и средств пользования их услугами вызывает рост
электромагнитного загрязнения и физических объёмов неразлагающегося
хай-тек-мусора.
Эти эффекты, так или иначе,
затрагивают миллионы людей во всех странах и распространяются по мере увеличения
числа пользователей Интернета. Таким образом ИКТ модифицируют поведение вовлеченных
в них разработчиков и потребителей услуг и создают новые реалии развития
общества. В условиях ускоряющегося развития ИКТ и социальных трансформаций
предсказать даже недалёкое будущее общества не представляется возможным. Особенно,
после того, как в ИКТ-реальность добавится интернет вещей со своими пока неведомыми
эффектами и технологическими ловушками.
Нельзя оставлять без
внимания и организационно-управленческий
аспект изменений социума под влиянием ИКТ и других сопряженных с ними хай-тек.
Их совершенствование и расширение их применения создаёт всё более сложно
организованное общество, полное дисгармоний и противоречий. Нарастает
неопределенность перспектив развития сложного общества, управляемость которого не
растёт, а снижается. Поэтому из лагеря технопессимистов звучат призывы к
упрощению общества и образа жизни всех его членов, замедлению экономического
роста и дегроусу [7].
3. Опасные знания и рискогенные инновации
создаются и в других ветвях НТП, которые развивают как традиционные, так и новые
технологии и поисковые заделы: добыча и переработка полезных ископаемых; создание синтетических
материалов; нанотехнологии; фармакология; биотехнологии, генная инженерия и медицина; психопрограммирование,
манипулирование сознанием; компютинг; искусственный интеллект; роботизация,
биороботы; человеко-копьютерные гибриды; освоение околоземного космоса; а также
многие другие научно-технологические направления. Возникновение опасных знаний в
этих областях объясняется доминированием технократического подхода в исследованиях
и разработках, который не придаёт значения их морально-этическим оценкам [8]. и ответственности
учёных и инженеров за последствия применения получаемых знаний и инноваций.
4. Опознание опасного знания,
прогнозирование и анализ будущих нежелательных последствий его применения долгое
время было периферийной научной проблемой, мало интересовавшей творцов НТП. Но нарастающая
критика результатов применения опасного знания заставила «увидеть» и изучать
этот феномен как в теоретическом, так и в прикладных аспектах [9]. Эти работы в последние годы превращаются
в относительно самостоятельное направление исследований. В них участвуют
философы, методологи, представители разных наук (физики,
химики, биологи,
экологи, географы, геологи, климатологи, экономисты, демографы, социологи, медики,
психологи, культурологи, криминологи и др.) и многих инженерных профессий.
Однако эти исследования в
силу раздробленности процесса познания и дифференциации знаний носят выборочный
характер. Каждая группа исследователей и специалистов располагает ограниченной
профессиональной компетенцией и когнитивной мотивацией. Они выделяют и
анализируют отдельные сферы проявления опасностей и рисков техногенного
происхождения. Изучаются те проявленные и потенциальные негативные эффекты, которые
позволяет описать комплекс наличных знаний, носителями которых являются ученые
и эксперты. Так в отдельных сферах выявляются характеризуемые разными качественными
и количественными показателями ущербы, потери, истощения, дефициты, деформации,
разрушения, поражения, зависимости, заболевания, деградации, стрессы, депрессии,
и мн. др. негативные изменения в природе, социуме и человеке.
Получаемые таким образом научные
результаты, отражают дисциплинарно-тематический подход к изучению фрагментированного
опасного знания и его последствий. Он даёт одномерные (экономические,
экологические, демографические, социальные, психологические, культурные и
прочие) оценки выделенных для анализа негативных явлений. Для их комплексного
оценивания нужны междисциплинарные исследования, выявляющие все аспекты и
характеристики объектов исследования и взаимодействий между ними. В
действительности экосистемы, общество, индивиды испытывают сочетанное
воздействие полезных и вредных факторов, порождённых применением научных знаний и
технологий. Построение полной
картины влияний научного знания на преобразования природы и социума возможно лишь
на основе системной методологии, помогающей организовать совместную работу
учёных разных специализаций и системных аналитиков.
5. Междисциплинарные исследования означенного предметного поля предполагают: разработку
типологии опасных знаний и сфер проявления негативных последствий от их
применения; анализ средств превентивного выявления
опасностей и рисков, порождаемых наукой и техногенезом, условий их реализации и
возможностей блокирования; разработку проектов изучения конкретных комплексов
потенциально опасных НИОКР; проведение экспертиз научных результатов и
инноваций, направленных на создание новых технологических систем.
При анализе
знаний и инноваций управляющим должен быть принцип презумпции опасности — в
экологическом, медико-социальном и социально-политическом аспектах [10].
Следование этому принципу означает изменение той научно-технической и
инновационной политики, которая закрепляет полученные успехи и тренды НТП из
прошлого века, когда, как известно [11],
практически не выполнялись развернутые экологические и социальные оценки
нововведений, а соответствующее законодательство еще не было разработано.
Литература
1. Хеджес К. Миф о прогрессе. Пер. с англ. В. Постникова // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: – /www.proza.ru/2013/01/18/1104
2. Каттон У.Р. мл. Конец техноутопии. Исследование
экологических причин коллапса западной цивилизации. Пер. с англ. Под общей ред.
В.И. Постникова. — К.: Экоправо-Киев, 2006. — 255 с.
3. Мандер Дж. Когда не остаётся ничего святого. Провал
технологий и судьба коренных народов. Пер. с англ. В.И. Постникова. — К.:
ЕкоПраво-Киев, 2007. — 336 с.
4. Заєць Р.В. Про
сервільність науки та інноватики у споживацькому суспільстві // Творчість як
основний ресурс відродження України: матеріали XI Міжнародної науково-практичногї
конференції (12–13 травня 2011 р. , м. Київ) / уклад. Б.В. Новіков. — К.: НТУУ “КПІ”, 2011. — С. 103–105.
5. Поттер В.Р. Биоэтика: мост в будущее / Под. ред. С.В.
Вековишиной, В.Л. Кулиниченко. — К., 2002. — 216 с.
6. Поттер В.Р. Глобальная биоэтика: движение культуры к более
жизненным утопиям с целью выживания // Практична філософія. 2004. № 1. — С. 4–14.
7. Трейнер Т. De-growth:
Понимаете ли вы, что это значит? Пер. с англ. В.
Постникова // [Электронный ресурс]. — Режим
доступа https://www.proza.ru/2014/06/19/1140
8. Агацци Э. Моральное измерение
науки и техники. Пер. с англ. И.Борисовой. науч. ред. В.А. Лекторский. — М.:
МФФ, 1998. — 344 с.
9. Глазко В.И., Чешко В.Ф. Опасное
знание» в «обществе риска» (век генетики и биотехнологии): Монография. — Харьков: ИД «ИНЖЭК», 2007. — 429 с.
10. Данилов-Данильян В.И. О
роли науки в переходе к устойчивому развитию // [Электронный
ресурс]. — Режим доступа http://www.spkurdyumov.narod.ru/DanDan.htm.
11. Добров Г.М., Перелет Р.А. НТР и природоохранная политика. — К.: Наукова думка, 1986. —
149 с.
Опубликовано
Заец Р.В. Опасное
знание как предметное поле для междисциплинарных исследований // Міждисциплінарні дослідження актуальних
проблем застосування інформаційних технологій в сучасному світі: зб. матеріалів
V Всеукраїнської
науково-практичної конференції «Глушковські читання», Київ, 2016. — С.
81–84.
Заец Р. В.
г. Киев
Комментариев нет:
Отправить комментарий