НАСЛЕДИЕ ХХ ВЕКА
Весь ХХ век планета провела под знаком России, разбираясь с повесткой дня, предложенной именно Россией.
Основные события века шли либо из России, либо выступали ответом, контр-мерой на действия России, в рамках противостояния натиску России.
С ней же неразрывно связаны и основные достижения (включая и те, что делались ей в пику). Весь ХХ век одни люди планеты помогали России в её планетарной миссии, другие же её останавливали и противодействовали ей.
Так или иначе – Россия в ХХ веке заняла собой всех…
Причина, казалось бы, на поверхности: СОЦИАЛИЗМ. Но что такое социализм? Скажут – это общество социальной справедливости? Но что такое справедливость – социальная или не социальная?
Справедливость – расшифровывая корнесловицу - «с правом длимое (делаемое)»; а Право, извините, бывает разное.
Именно поэтому люди никак не могут договориться о том, что такое справедливость и в какой стороне её искать. В христианской морали понятие о справедливости одно, в мусульманской – похожее, но уже несколько иное. Загадочны для нас, европейцев, китайское или корейское понятие справедливости.
Зато нисколько не загадочно для нас, а наоборот, является «вторым я» общества, в котором мы живем, жуткая "справедливость" в социал-дарвинизме, продукте дехристианизации Европы: справедлива сила, пожирание сильным слабого справедливо, потому что именно и только оно движет прогресс вида…
С таким разлётом представлений о справедливости само это слово теряет смысл. Мало ли кому и что кажется справедливым? Талейрану с Меттернихом вон казалось справедливым реставрировать старые границы и рухнувшие троны, не считать же эту деятельность, легшую в основу венской системы в Европе, социалистической!
Словом, «с правом деланное» в разных случаях разное, и, не умаляя значение права, ужас бесправия и беззакония – мы должны отметить, что «справедливое общество» - всего лишь традиционное, привычное человеку, поступающее по схеме, ни разу на памяти человека не менявшейся.
Повестка дня «русского века», ХХ – конечно, шире борьбы традиционной морали с модерном[1], хотя включает и эту сторону.
В великом советском эксперименте сочетались следующие потребности цивилизации:
1. В нём антивоенное движение выступало против войн и геноцидов, стремясь подорвать их базу и причину, заключенные в борьбе за ресурсы[2] между группами людей.
2. В нём технократическое движение выступило за точность и определённость расчётов и измерений против расплывчатости, непознанной неизведанности и самодурства частных собственников.
3. В нём аболиционистское движение выступило против мировой системы рабовладения, стремясь ликвидировать рабство, бесправие и униженность человека не только формально, но и фактически, на деле.
4. В нём неделимость больших и сложных комплексов жизнеобеспечения вступила в конфликт против произвольной делимости частнособственических владений.
Может ли человечество уйти от решения этих проблем? Только в каменный век, полностью разрушив свою цивилизацию. Конечно, кто бы спорил, «на бумаге было гладко, да забыли про овраги…».
Конечно, рассуждая с чистоплюйством теоретиков, советский исторический опыт не является лучшим вариантом решения этих макро-проблем цивилизации.
Но даже если признать его худшим вариантом решения – тем не менее, он их всё-таки решал!
Тогда как современный Запад ничего не в состоянии породить, кроме реставрации, по мере угасания христианства, до-христианских форм кастового общества и классического античного рабовладения (как мы помним, отнюдь не исключавшего формальную демократию).
1. Антивоенное движение, войны и геноциды
Главной причиной войн выступает противоречие между ограниченностью природных ресурсов при неограниченных потребительских фантазиях множества групп населения. Стремление к обогащению приводит ту или иную группу людей к стремлению захватить первоисточник всякого обогащения - территорию, дары природы.
Но у разных групп претензии на одну и ту же ресурсную базу возникают одновременно и вызывают конфликты, упорную борьбу за ресурсы. Поражение в войне приводит группу либо к порабощению, либо к геноциду, этнической чистке. Производится зачистка территории, которая может служить «нам», от «них» - чужих и нежелательных.
Вопреки распространённому мнению, геноцид - более частый вариант, чем порабощение (хотя чаще всего то и другое сочетается в той или иной пропорции).
Алчность порождает стремление к неограниченному росту доходов, а всякий доход в конечном счете неразрывно связан с владением территорией[3]. И оттого человечество тысячелетиями кроваво решает – кому владеть землёй, а кому лечь в землю удобрением.
* * *
Все рассуждения о том, что «захватчики вас обратят в рабы» - адаптированы для младшего дошкольного возраста, чтобы не шокировать детский сад.
Почему-то из аналитики взрослых людей снята вероятность ГЕНОЦИДА, хотя она более велика, чем вероятность порабощения. Дело в том, что «обращение в рабы» - всё же форма взаимоотношений, взаимного сосуществования.
В битве людей за ресурсы маленькой планеты геноциды – более распространённое явление, чем порабощение, и чем больше людей на планете – тем меньше необходимость в рабочих руках для обработки ресурсов, тем, соответственно, выше вероятность прямого и тотального геноцида проигравшей нации.
Конечно, говоря о геноциде, первое, что приходит на ум – это судьба североамериканских индейцев и судьба аборигенов Австралийского Союза. Масштабы впечатляют: зачищались целые континенты! Любопытно отметить, что геноциду краснокожих предшествовал геноцид первого населения Северной Америки – серокожих австрало-меланезийской расы.
Говоря о ликвидации коренного населения целого континента, любят добавлять, что «это было давно». Когда давно? В XIX веке?
Но для самого XIX века было «бесконечно давними» истории, рассказанные великим Гомером.
Согласно рассказу Одиссея в изложении Гомера (ничуть не осуждающего своего любимого героя, и даже наоборот), отплыв из-под Трои с попутным ветром, итакяне спокойно поплыли по безбрежному морю и, наконец, достигли земли киконов. Они овладели их городом Исмаром, истребили всех жителей, захватили в плен женщин. Долго Одиссей убеждал своих спутников отплыть скорее на родину, но не слушались они меня. Тем временем спасшиеся жители города Исмара собрали окрестных киконов на помощь и напали на итакян. Долго бились итакяне с киконами у своих кораблей, но одолели их киконы, и пришлось им спасаться бегством[4].
Более всего поражает обыденность и будничность события в изложении Гомера: в ней не было ни правых, ни виноватых для великого поэта, война велась за обладание сокровищами планеты.
Это была именно ресурсная война, борьба за землю, за её богатства. Не менее ожесточённой застаём мы её в эпоху великих географических открытий. Чтобы не увязать в бесконечных подробностях – кто кого и как истребил в борьбе за право по(д)селения – вслед за великим именем Гомера упомянем другое великое и легендарное имя: Магеллана.
Вмешавшись в межплеменную войну, сам Магеллан погиб в схватке 27 апреля 1521 г. На трех кораблях испанской кругосветной экспедиции осталось всего 115 человек. Среди команды было немало больных. Для управления тремя кораблями не хватало людей. Один корабль пришлось сжечь. Из двух- оставшихся кораблей один требовал ремонта.
У острова Тимор было решено, что после ремонта корабль направится к Америке.
Этот корабль блуждал в водах «Южного моря» и, потеряв от цинги половину команды, возвратился к Молуккским островам. Там его встретили португальцы.
Вдохновились ли близкие родственники испанцев великим подвигом первого кругосветного путешествия вокруг Земли? Ничуть! Всех пойманных географов незамедлительно пленили, и очень жестоко обращались с ними: забили в колодки, бросили в ямы… Почему? Португальцы очень боялись, что богатства захваченных ими земель перейдёт к испанцам!
В любом веке, куда бы не обратился наш взор – мы встречаем беспощадное истребление туземцев пришельцами, если пришельцы оказались сильнее.
Полное истребление немцами полабских славян[5]… Полное истребление венграми славян в Паннонии (современной Венгрии)… Полное истребление турками западных армян в т.н. «Турецкой Армении», отчего вне Армении остался даже священный Арарат… И у Гомера, и у Магеллана, и у США XIX века, и в Турции ХХ века (геноцид армян, выселение греков).
Гитлер планировал расселить немецких фермеров на землях, высвобожденных от славян[6]. Ельцинисты планировали обратное: переселиться с семьями на Запад, а за это (добывая себе туда пропуск в виде долларовых миллионов) – вели планомерный геноцид русских. Суть "большой сделки" приватизаторов с Западом заключалась в том, что приватизаторы убивают русских, а Запад им за это на печатных станках ФРС доллары печатает, так сказать, «оплачивая труд истребителей»…
И вот нам говорят: «это было давно…». Ну, во-первых, не так уж и давно, ещё живы люди, которые это помнят. А, во-вторых, главное:
Вопрос не в том, давно это было или недавно, а в том, что так бывает всегда. И новое время отнюдь не помеха геноцидам, что бы там не брехали СМИ про «новое мышление».
Вспомним геноцид в Руанде, массовое убийство руандийских тутси местными хуту по приказу правительства хуту. Погибло за месяц более миллиона человек. Общее число жертв составило до 20 процентов от всего населения страны. Геноцид был спланирован руандийской политической элитой и непосредственно осуществлялся армией, жандармерией, группировками интерахамве и импузамугамби, которые поддерживались властями, и гражданскими лицами.
А ещё вспомним геноцид в Хорватии конца ХХ века (тотальный геноцид сербов Краины). И на Северном Кавказе тех же лет (300 тыс. русского населения Чечни исчезли в один миг, их даже и не вспоминают). И в Косово XXI века (геноцид сербов), и на землях езидов в наши дни, и т.д., и т.п.
Была ли попытка «очистить» Приднестровье от русских в начале 90-х годов? Ведутся ли попытки «очистить» от русских Юго-Восток «Украинского Государства – УГ», вплоть до ковровых бомбардировок мирных городов и массовых сожжений?
Мы мало знаем о судьбе «белой Африки» - когда победившие колонизаторов негры уничтожили и выдавили миллионы людей белой расы со своей земли, притом, что большинство белых родилось уже в Африке, а многие жили там не одно поколение…
Сплошь и рядом, от Гомера и Магеллана до Хорватии и Косово, «ненужный» народ «удаляется», стирается из бытия, а потом вопрос о его судьбе закрывается, не обсуждается. И если лоббировать обсуждение тем убитых наций некому, то занимаются ими только археологи, и только через столетия…
* * *
Рассуждения о том, что в случае поражения России и захвата её Западом в ней не будет этнических чисток – ТУПОСТЬ, ТУПОСТЬ И ЕЩЁ РАЗ ТУПОСТЬ!
Американцы и европейцы «культурные нации»? Про немцев в 1941 году тоже многие говорили, что они «культурная нация». Оказалось, что культура не мешает работе крематориев. Наоборот: чем культурнее нация, тем больше ей нужно жизненного пространства, ресурсов земных, чтобы подпитывать свою победительную, агрессивно-завоевательную "культуру"…
Те, кто убивали сербов в Краине и Косово – будут убивать русских повсюду, если только сумеют: в конце концов, чем православные сербы хуже православных русских?
Те, кто объявил «борцами за свободу» убийц сотен тысяч русских на Северном Кавказе – объявят «борцами за свободу» и убийц миллионов русских в Поволжье и на Урале: чем, в конце концов, русские Кавказа хуже русских Урала?
Те, кто сжигал русских в Одессе – будут сжигать русских и в Москве: чем, в конце концов, русские Москвы лучше русских Одессы?
Те, кто бомбил русских Донбасса фосфорными бомбами и травил их газами – будут травить газами и тамбовских русских: чем, в конце концов, русские Донбасса хуже русских Тамбова или Рязанщины?!
Но самое главное, что я хочу до вас донести – прозрейте, «внучата Брежнева», как я однажды прозрел! Мы живем в страшном мире, в котором борьба за ресурсы острее бритвы, а геноциды (далеко не только русских) – обычное дело!
Осетины ведь не русские, а землю из-под них попытались выдернуть в 1991 и 2008 годах… Абхазы тем более не русские, а землю из-под них попытались выдернуть в 1992-93 годах… Воры, засевшие в Тбилиси, имели виды на сбыт этой мандариновой и пляжной земли…
И уж совсем не русские даже близко тутси – однако правители из числа хуту решили выдернуть из под них землю, как коврик из-под ног, чтобы самим всем владеть и всё продавать…
С 1864 по 1870 год мировое сообщество в составе Британской империи, Франции, США, Бразилии и Аргентины истребило 85% населения маленькой латиноамериканской страны Парагвай. Конечно же, во имя демократии! Почитайте об этом, недосуг сейчас подробно пересказывать, да и опять скажут: давно было. Я привожу этот пример, только чтобы показать: никакого отношения к русским и и русофобии парагвайский геноцид не имеет, это просто БОРЬБА ЗА ЗЕМЛЮ, БОРЬБА ЗА РЕСУРСЫ.
С 1930 по 1945 годы японская военщина, зачищая Азию под японское владычество (опять борьба за территории и их ресурсы!) уничтожила около 100 млн.(!!!!) китайцев, филиппинцев и других народов Юго-Восточной Азии.
После окончания войны союзниками были проведены процессы над примерно 5600 японскими военными, обвиняемыми в совершении военных преступлений. Более 4400 были осуждены, 1000 из них — приговорены к смертной казни.
Сейчас в Японии активно проводится политика отрицания актов геноцида, совершенных японской императорской армией в годы второй мировой войны[7].То есть – ЯПОНИЯ ГОТОВИТСЯ ПОВТОРИТЬ!
Но я вам ещё раз говорю: битва за Землю не прекращается от времён Гомера до бомбардировок Донбасса. Это бесконечная история – и в этой истории сегодня на роль жертвы номер 1 – русские с их нелепым поведением, неспособностью к самоорганизации и колоссальными, немыслимыми ресурсными богатствами, делающими Россию с большим отрывом от остальных- самой богатой страной мира. А значит – и самой привлекательной для грабителей…
* * *
Устанавливая прозрачные схемы заработка по труду и твёрдые рамки потребления, социализм подрывает основную базу войн и геноцидов. Вопрос стоит так:
- Или жить «скучно», «серо» - получая фиксированный устойчивый доход за труд.
- Или попытаться жить «ярко» и «блистательно», в погоне за сверхдоходами.
Но источник богатства – пространство! Берешь себе – отнимаешь у кого-то. Резкий рост доходов требует захватов, аннексий, контрибуций, грабежа, афер, мошеннических махинаций. И тем самым он неизбежно втягивает в конфликт. А высшее разрешение конфликта – война…
Неслучайно поэтому наиболее активный и последовательный антикоммунизм, в лице фашизма и парафашистских организаций (что немецкий, что американский)– всегда занимается не только борьбой с коммунистами и социалистами, не только подавлением инакомыслия, но и этническими чистками, милитаризацией жизни, войнами.
Казалось бы, какая связь между истреблением коммунистов и «этнической чисткой»? Партийность – дело свободного выбора, а национальность человек получает при рождении. Но многоликий и многообразный фашизм ненавидит в коммунизме, прежде всего, угрозу войне и грабежу, источникам сверхдоходов и быстрой наживы удачливого мародёра. То есть борьба с коммунистами была и остаётся для фашизма СРЕДСТВОМ, а «этнические чистки» и военные захваты – ЦЕЛЬЮ.
Нетрудно доказать, что капитализм (рыночная экономика) – это война. Мы не только ежедневно воочию видим в новостях гиперагрессивность капиталистических «элит», но и можем объяснить, откуда она берётся.
-Что такое мир? Это нерушимость границ.
-Что такое рыночная экономика? Это неопределённость границ потребления.
При рыночной экономике доход может быть любым – от гигантского до нулевого. Человек может получить много денег, мало, или совсем не получить их. Но ведь деньги неразрывно связаны с территорией, блага и ресурсы на которых выступают обеспечителями стоимости денег! То есть всякий экстенсивный рост дохода (не связанный с интенсификацией обработки) есть незримое, и тем не менее, неоспоримое СМЕЩЕНИЕ МЕЖИ, переход границы, заползание на чужой участок жизнеобеспечения.
Конечно, не может быть мира там, где постоянно оспаривают границы ресурсопользования. Более того, там неизбежна война. Захват новых благ – как агрессия –встречает сопротивление, в виде отпора агрессии, и начинается борьба за ресурсы, распределяемые неопределённым образом.
Кому много, кому мало – решит исход борьбы. О каком мире и миролюбии в таких условиях можно говорить? Миролюбивых агрессивные натуры съедят заживо…
Понимая весь ужас и всю трагедию войн, лучшие умы человечества веками искали выхода к прочному, устойчивому миру. Но прочный и устойчивый мир невозможен без прочных и устойчивых взаимных гарантий. А их может дать только социализм – то есть прозрачные схемы заработка по труду и твёрдые рамки потребления. Или так, или война (на которой победитель получает всё, а побеждённый – ничего). Состояние мира – это состояние компромисса, когда я не покушаюсь на твоё, а ты – на моё. И никто не стремиться обобрать другого. Но такое состояние – и есть социализм!
* * *
В следующих работах мы рассмотрим другие стороны проблемы социализации планеты: угрозы человечеству со стороны произвола и волюнтаризма, неорабовладение и конфликт неделимости современных производственных систем с дробностью, дискретностью частнособственнического владения.
___________________________
[1] Которую в наши дни выдают уже за борьбу модерна с пост-модернизмом, поскольку модерн ХХ века успел стать традицией.
[2] В версии германского фашизма – «жизненное пространство»
[3] Ибо не бывает материального блага без материи, а всякая материя, всякое вещество – находятся на территории.
[4] Киконы - Мифический народ( цит. по монографии выдающегося антиковеда Н.А. Куна)
[5] Реликтовые остатки славян - лужичане, лужицкие сербы, численностью около 60 тысяч человек. Проживают в Германии в Сербской Лужице, представляющей собой славянский анклав. Являются одним из четырёх официально признанных национальных меньшинств страны, в Саксонии и Бранденбурге.
[6] Еще в 1920-е годы, задолго до начала войны, Гитлер сформулировал цели предстоящего вторжения в СССР. «Когда мы говорим о завоевании новых земель в Европе, мы, конечно, можем иметь в виду в первую очередь только Россию… Это гигантское восточное государство неизбежно обречено на гибель». Впоследствии фюрер не раз указывал на то, как именно надо действовать, покоряя территорию Советского Союза. «Мы должны применять колонизаторские и биологические средства для уничтожения славян».
«Нам придется прочесывать квадратный километр за километром и постоянно вешать!» Историк Александр Дюков возвращает нас к событиям начала войны. В канун варварского нашествия в частях вермахта, изготовившихся к броску, зачитывали такие приказы: «Проломи русскому череп, и ты обезопасишь себя от них навек. Ты – безграничный властелин в этой стране. Жизнь и смерть в твоих руках! Нам нужны русские пространства без русских!»
Факты свидетельствуют: эти приказы попали на подготовленную нацистами почву. Зверства немецких захватчиков начались с первых дней войны. Подробнее о тотальной этнической чистке на оккупированных территориях см. фундаментальные исследования А. Дюкова «За что сражались советские люди».
[7] . Например, из выпущенных недавно учебников истории были убраны упоминания о многих преступлениях японских военных. Более того, прах казненных военных преступников захоронен в храме Ясукуни, считающимся национальной святыней японцев.
НАСЛЕДИЕ ХХ ВЕКА - 2
В предыдущих статьях цикла мы выходили с вами из миражей прекраснодушной маниловщины и окунались в суровую реальность.
Ту, в которой Земля добывается войнами, зачищается геноцидами, обрабатывается трудом, обороняется порядком, а плоды её делятся властью среди подданных.
Мы рассмотрели, как трудно человечеству выйти из войн и рабовладельческих систем, как непросто даётся ему гарантированность и безопасность снабжения необходимыми для жизни вещами, насколько хрупки опоры цивилизации и как легко провалится в первобытные джунгли, если играть с вещами, сути и смысла которых не понимаешь…
* * *
Бывают реалистами и теоретики, хотя они всегда в зоне риска: обобщения, сделанные мыслью, постоянно норовят оторваться от практики и улететь в патологические галлюцинации несуществующих миров. Однако реалисты-теоретики преодолевают соблазн мечтафонства, стремятся к живой жизни и могут создать определённые схемы оптимального выживания и наращивания благ для цивилизованного человека.
И всё-таки в основе всякой исторической реальности – не схема, умная или глупая, а человек, точнее – типаж человека.
Человек так устроен, что одни вещи ему интересны, а другие – не интересны. И вот в чём беда: у разных людей эти вещи разные! То, что у одного вызывает истерику вожделения, для другого совершенно «фиолетово», а то и омерзительно…
Можно быть гениальным полководцем и придумать гениальный план сражения – но судьбу сражения решат солдаты: побегут ли они при первых выстрелах в атаку или в тыл? Можно придумать гениальную экономическую схему сверхизобилия, но попав в руки воров и эгоистов, которым дадут её выполнять, она станет ругательством народов…
Всякая идея – зависима от людей-исполнителей. В этом смысле история всегда очень несправедлива: она показывает нам верхушку событийного айсберга, всегда поневоле оставляя за скобками миллионы и миллиарды простых исполнителей замыслов правителей и вождей.
Но без соответствующего типажа рядового исполнителя – ничто не может ни возникнуть, ни рухнуть, ни восторжествовать, ни провалиться. Мы не знаем, на самом деле, действительно ли умны были генералы-победители, или им просто с солдатами повезло? Мы не знаем, действительно ли великими были реформаторы, предлагавшие схемы жизнеустройства – или просто им повезло с ответственными и добронравными гражданами?
Но мы знаем, что когда немецкий генерал начинал командовать итальянцами или турками – результат был совсем не тот, что при наличии немецких солдат. И тем более мы знаем, что когда схему процветания одного государства пытались перенести на почву другого – это отнюдь не всегда приводило к повторению триумфа схемы.
Кадры решают всё! – сказал великий Сталин. А до него Александр I, на предложение отменить крепостное право и создать страну свободных людей – сказал нечто похожее, но наоборот: «Некем взять!».
Можно, конечно, рассуждать, как Смердяков у Достоевского, что одни нации умные, а другие глупые, и у глупых ничего не получается, а вот у умных получается всё. На самом деле интеллект не делает человека хорошим гражданином, и отсутствие интеллекта, образования, даже отсутствие грамотности – не делает его гражданином плохим.
Ум, знания, образованность – обоюдоострое оружие. Сильный ум не только может сильно работать НА государство, но не менее сильно и ПРОТИВ него. Без умных граждан – беда, но и с умными – порой ещё хуже…
Кадры, кадры, кадры… Откуда они вообще берутся-то, эти кадры?! Почему один готов жену и детей отдать за Отечество[1], а другой за Отечество и чихнуть постесняется? Это что, от ума зависит? От образования? Абсолютно очевидно, что нет…
Я открою вам тайну. Собственно, я уже открыл её в предыдущих работах цикла, а теперь лишь кратенько повторю. Человек, созданный по образу и подобию Божьему, с точки зрения души и мыслей – целая Вселенная. Мир, Космос! В то же время в материальной Вселенной, среди вещей, подчиняясь вещам и управляя ими – Космос-Человек имеет лишь крошечный лоскуток материального мира. Воображение человека может в мгновение ока построить дворец Гаруна-Аль-Рашида, но в материальном мире этому фантазёру порой даже и комнаты в коммуналке не достаётся…
Это лежит в основе конфликта людей за материальную вселенную, конфликта за место под солнцем, жизненное пространство, ресурсную базу личности.
Я уже писал, что не только пролетарии в смертельной борьбе с буржуями, как наивно полагал Маркс, но и отрасли с отраслями, народы с народами, землячества с землячествами, город с деревней, квартал с кварталом, коллега с коллегой, сосед с соседом, родственник с родственником и т.п. Цепочка антагонизмов (именно антагонизмов[2]!) уходит в бесконечность.
Вражда людей с людьми за место и ресурсы оборачивается союзами групп людей против «третьих лиц». Возникает зыбкое единство, в котором общность интересов (временно) перевешивает конфликт личных интересов.
Самый примитивный пример: у банды общий интерес ограбить прохожего, но это вовсе не значит, что один член банды пожертвует собой ради другого. Порой союз против «третьих лиц» совершенно случаен, и быстро переходит в междоусобную схватку ВНУТРИ общности. Бандиты дерутся с бандитами, католики с протестантами, шииты с суннитами, внутри стран полыхают гражданские войны и т.п.
И вот я задаю себе и Вам вопрос: а что же лежит в основе появления обществ? Ведь есть же какая-то причина, по которой устойчивые общества появились в истории, как и сама история? Почему стайные животные могут организовать что-то вроде племени (стая, стадо), но категорически неспособны на создание общевидового единства?
И я увидел, и вам советую увидеть, что в жизни только две причины возникновения общества. Одна из них духовная, коренится в душе, связана с общностью святынь и вероисповедания. Вторая – материальная, и коренится в материальных интересах человека, связана с «дружбой против третьих лиц».
Общество религиозно-идеологического типа:
Общество, формируемое на основе совпадения личных интересов:
Важно понять, что никакой третьей причины для возникновения обществ с их иерархиями, господством и подчинением, нет, и даже быть не может.
Подчиняться без причины может только мазохист, но они больные люди, оставим их психиатрам. А нормальный человек никогда не начнёт ни с того, ни с сего подчинятся другому человеку. Если дружить, то только на равных, но уж никак не иерархически, чтобы он сказал – а ты побежал делать…
В природе человека заложено стремление самому управлять и в той же природе – заложен инстинктивный дискомфорт от подчинения. Оно неприятно на уровне рефлексов, не то что на уровне мыслей! Каин убил родного брата Авеля, как только тот возвысился над ним волей Божией – что же говорить о людях не родных, не братьях и с Богом напрямую не беседующих?
Но как же тогда возникает общество, иерархия в нём? Двумя путями.
1. Или человек смиряет свою гордость сознательным волевым актом верующего, служит не другому человеку, а своей святыне, своей вере, ставя во главу угла не личный свой интерес, а интерес добровольно принятого высшего начала.
2. Или человек руководствуется личным интересом, и рассчитывает в иерархии, подчиняясь себе подобному, что-то лично для себя получить. Какое-то благо, которое он не мог бы получить – если бы не подчинялся этому начальству…
А никаких других оснований у людей быть едиными нет.
Или духовное единство или материальный расчёт на выгоду. Человек слишком самодостаточная в духовном отношении величина, чтобы жертвовать своим первенством и первородством просто так, ни с того, ни с сего, без веры в правоту своей жертвы и без материального интереса.
Все формы единств, существующие в человеческой истории – случайны и условны, кроме катехонической (удерживающей) веры в Бога Истинного, про которую сказано, что врата ада не одолеют её. Нация или партия могут казаться единым монолитом врагам – но внутри них всегда кишит карьеристский раздор.
Люди в любой форме общности что-то совместно делают – и одновременно подставляют друг друга, обставляют, объегоривают и т.п. Более того, есть мнение (мы подробнее его разбирали с читателем в других статьях), что внутривидовая конкуренция подобных людей острее и жёстче, чем межвидовая конкуренция людей слишком разных и потому мало точек конфликта имеющих между собой.
* * *
«Великие геополитические катастрофы» происходят не потому, что разуму человека закрыты ясные рецепты успеха, величия, процветания нации, партии, государства и т.п. Эти рецепты известны и подробно описаны. Никакого секрета из них наука не делала и не делает.
Дело совсем в другом. В НИХ НУЖНО ВЕРИТЬ. То есть человек должен искренне, до зуда в костях, ХОТЕТЬ величия своей Родине, а не просто дежурно это декларировать в карьеристских целях.
Величие государства неразрывно связано с верой в него, в его катехоническую святость, его граждан.
Величие государства (да и любого общества, группы) не может быть основано на ВЗАИМНОСТИ личных интересов членов, потому что в природе нет никакой постоянной ВЗАИМНОСТИ интересов.
Какой взаимный интерес может быть, например, у меня с Чубайсом? Формально мы граждане одной страны, вроде бы члены одной общности, но фактически-то? Отнимая у меня, и у миллионов таких, как я, будущее, Чубайс тем самым (и ничем иным) выстроил для себя и Абрамовича, и ещё кучки всякой дряни, их аляпистые и базедические дворцовые комплексы…
И даже известно, на какую сумму. Общий уровень благосостояния относительно СССР упал в 2 раза – эта материальная убыль с тем или иным корректом всплыла в доходах «олигархов». Получается, чем хуже нам, тем лучше им… Но это опять две группы – «мы», «они»…
С точки зрения программы КПСС, к 2000-му году отдельную квартиру должна была получить каждая семья в России. Я не получил вообще никакой. А мой друг детства, хорошо устроившийся, купил себе квартиру раза в два больше советской типовой, стандартной… Ну, очевидно же, в одном месте убыло, в другом прибыло! Или двум по 100, или одному 200, арифметика, 1-й класс… Какая общность интересов?
Сепаратистские банды на окраинах России – все эти Украины и Латвии – исходили, конечно, не из блага населения УССР или ЛатССР. Это население они опустили ниже плинтуса, чего теперь уж и не скрывают. Они исходили из возможности урвать. То есть они порвали с имперским центром - потому что возможная прибыль от центробежных сил была выше, чем прибыль от центростремительных…
Разница в интересах крошит человеческие сообщества, как пересохший песочный кекс. У каждой песчинки свои личные амбиции и свой личный шанс урвать что-то. Она служит единому центру, пока ей выгодно, и предаёт его – когда ей это станет выгодно.
* * *
Поэтому мы и говорим, что никакое внешнее величие, никакие, даже самые разумные и справедливые законы, никакие хитроумные формальные механизмы, закорючки и загогулины, никакие богатства и сокровища в пользовании – не могут защитить никакого общества от распада.
Зачастую именно сила, богатство и величие системы становятся не скрепами, а катализаторами её распада. Для распада нужно только одно: чтобы люди перестали верить в традиционные для данного общества святыни.
Внешне это почти незаметно – в голову-то к человеку не залезешь, а формально он продолжает якобы верить… Но по наружным признакам мы понимаем, что служители и хранители превратились в рвачей и мародёров. А коли так – ни ядерный щит, ни сказочно-огромные резервы, ни миллионы под ружьём, ни разветвлённые спецслужбы, ничто не способно уже остановить распад общества.
В случае угасания веры, идеологии, поклонения святыням общества – в нём берёт верх различие личных интересов.
«Мне» выгодно совсем не то же самое, что «Нам». И появляется такая фигурка, т.н. «умного человека», который настолько умён, что за всякие там «химеры» и «религиозные предрассудки», за всякие девизы и речёвки умирать и страдать не согласен. Этого «умного человека» не зажечь пафосной речью, не подкупить значком, медалькой, почётной грамотой или правом приложится к знамени.
Нет, «умный человек» оценит ситуацию глазами рвача, и урвёт ровно столько, сколько в данной ситуации можно урвать, ни копейкой меньше! «Умный человек» посмеётся над умирающими за какие-то возвышенные абстракции идиотами, а сам залезет поглубже в тыл и зароется там поглубже в тёплый тлен личного комфорта…
«Умный человек» такого типа удивляется только один раз в жизни: когда однажды его из комфорта извлекают следователи иностранной прокуратуры, чтобы отобрать у него всё ворованное в пользу своих хозяев, или какие-нибудь полоумные изломисты, принесшие в его город «халифат»…
Именно тогда «умный человек», думавший, что всех обхитрил, в последний миг понимает, что остался один, никому не нужный и беззащитный, и что теперь его просто сожрут…
Но пока этот миг истребления «умных» гнид не настал – их не переубедить в их железобетонной уверенности, что они всех расчётливее и дальновиднее.
И вот в чём беда, ребятки: атеизм, явный и латентный, таких «умных гнид» плодит в великих количествах, загаживая ими всё социальное пространство.
И они жрут несущие конструкции общества – каждый в меру своего аппетита. Они индивидуалисты, и на других не смотрят. Они думают, что жрут общество только они одни, а потому на их век запасов прочности хватит…
Но они почти всегда ошибаются. Потому что таких, как они, очень много, и верующие далеко не всегда успевают подхватить на руки падающий свод мироздания, когда он обваливается, подточенный этими жуками-короедами…
(Продолжение следует)
___________________________
[1] Реальный случай с Козьмой Мининым: он пригрозил купцам, что если у них нет денег на освободительный поход – пусть тогда жён и детей своих продают. И действительно, забирал семьи у «уклонистов» - а те потом их выкупали…
[2] Антагони́зм (от др.-греч. ανταγωνισμός — «соревнование, соперничество», от др.-греч. ἀγών — «спор, борьба») — соперничество, конкуренция, борьба, противостояние, противоречия, носящие непримиримый, вечный характер. Противостояние, которое не может завершится исчерпанием конфликта, прочным миром.
А. Леонидов
Комментариев нет:
Отправить комментарий