суббота, 26 мая 2018 г.

ДЖЕЛАЛИ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ - ИДЕИ, ОБРАЗЫ, ПРОЖЕКТЫ И ПРОЕКТЫ


УМНЫЕ МЫСЛИ, КАК ВСЕГДА О ЧЁМ-ТО БОЛЬШЕМ

ФОРМУЛЫ СВОБОДЫ, УМНОГО РЕШЕНИЯ И ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
- на основе методологии системной полноты, как мудрости творчества и созидания 

Часть - I.
ИННОВАЦИОННАЯ 
ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ САНИ - ОСНОВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ ШКОЛЫ 

Возможность создания и развития позитивного образа шко­лы реальна исключительно при условии реализации полнокровно­го, гармоничного развития педагогического коллектива и каждого ученика. Только такая цель обеспечит и внутреннюю уверенность, цельность ученика, учителя, коллектива, и способность к разви­тию, к восприятию новых и не только своих (личных, своей школы) идей. Таким образом, формируется многоплановая вооружен­ность ученика, а затем и гражданина в течение всей жизни, посте­пенно образовывая вокруг школы ореол человеческого духа и резу­льтата, особой привлекательности. 

Основой пути является творчески разноплановое, осно­ванное на "шведском столе" изобилия возможностей, организова­нного школой, интеллектуальное, духовное, социальное, нравствен­ное и физическое развитие личности и коллектива школы. Нали­чие богатого выбора возможностей должно быть органически сое­динено с обеспеченностью, свободой информационной инициати­вы и ответственностью за реализацию принятого решения, его последствий и, конечно, к этому надо добавить, специальные зна­ния и умение вести себя в нестандартных, критических ситуа­циях, а в "обычной" жизни - находить лучшие, наиболее эффек­тивные решения. 

Решение этих задач требует высокого уровня знания ин­новационной культуры и ее использования. Это является усло­вием и средством первостепенной важности всякого, а особенно сложного, и тем более позитивного развития. Такой тип развития требует творческой, конструктивной активности всех, работы со всеми идеями, их корректной оценки, так как сейчас принципиаль­но невозможно заранее уверенно отвергнуть идею, опираясь иск­лючительно на социальный статус автора, ее содержание или сте­пень зрелости. 

Отметим триаду задачи "Позитивный образ": 

- создание условий для его формирования и роста, преж­де всего, внутреннего, состоящего из возможностей и результатов коллектива школы (в целом, и каждого учителя, и ученика кон­кретно); 

- обучение, развитие этого образа и деятельность для его восприятия, как действительны позитивного, желаемого коллекти­вом, общественностью, особенно школьного микрорайона; 

- условие позитивности образа, как жизненно эффектив­ного, действенного во внутреннем мире, дающего положительные результаты в реальной жизни личности, для всех членов школь­ного коллектива, для нашей страны, определяемые как трудовые, творческие успехи, как полнокровное, высокое счастье, здоровье. 

Все эти очень разные и непростые проблемы в очень су­щественной, а порой и в решающей степени, зависят от умения и готовности человека, школы, общества генерировать и работать, как с внутренними (своими), так и внешними (других) идеями на всех этапах их развития и использования, т.е. от инновационной культуры. Только творческое и нравственное богатство, рожденное и в школе, и вне ее, культурно растущее на школьной почве, обогатит ее атмосферу, даст в изобилии зерна для роста разнообразным интересам и талантам в школе, создаст необходимые ус­ловия формирования и роста позитивного образа, отношения к нему активной части страны, росту жизненной силы, учеников, умению находить своевременное решение в любых обстоятельствах. 

Главной основой и мерилом возможностей любой культуры является определяющая ее технология. Основой инновацион­ной культуры (ИК) является, прежде всего, инновационная информационная технология (ИИТ), социальная и индивидуальная. Действующая ныне ИИТ сложилась стихийно во времена количественно низкой образованности, малой, творческой, гражданской и, тем более, инновационной, активности, ответственности большинства населения. Естественно, она, такая культура, совершенно не справляется в условиях, когда творчество не только присуще огромному количеству людей, но оно и требуется, причем постоянно и особенно в критических обстоятельствах. Скорость и объем инновационного развития во всех сферах жизни резко увеличились. Все это требует системно построенной, учитывающей основные стороны инновационной жизни: индиви­дуальность, инициативность, массовость, неожиданность-парадоксальность-уродливость идей, беззащитность результата и коллективность его реализации. 

Но кому нужна ИК и, прежде всего, ИИТ - способным, заинтересованным - интересующимся, всём? Мы уже отметили, современная жизнь требует, и может особенно жестко потребовать в нестандартных ситуациях - личных или у работающих на сложном и ответственном оборудовании, инновационной грамотности и опыта от любого гражданина. Более того, каждому надо быть инициативным, надо суметь отличить во всех сторонах жизни плохое от хорошего, что не всегда очевидно, а часто и невероятно. Заметим, что инновационная творческая высота доступна, если не всем, то очень многим. Так же, как и в отношении здоровья (здесь примеров тьма) дается оно не только от рождения, но и в зависимости от социальных условий, от усилий индивидуума, от его желания идти вперед. И, конечно, очень многое, повторяем, определяет школа. 

А творческие планы у школы очень широкие, тем более, что для обеспечения необходимого творческого разнообразия, на­до работать и со своими идеями, и с идеями, рожденными вне школы: 

- формирование и развитие человека знающего, познаю­щего, заинтересованного в познании совершенствовании мира, человека; 

- творчество предметное - изучение и развитие самих школьных предметов (физики, химии, истории, физкультуры, ли­тературы и т.д.); 

- творчество непредметное (искусство, организация, инноватика, нравственность, здоровье, духовная и социальная сфе­ры). 

Эта творческая энергия работает, если действуют все необ­ходимые для этого инновационные механизмы, обязательно увя­занные в единую систему. Стихийно идущие сейчас в школе ин­новационные процессы не могут решить этой сложнейшей, ак­туальнейшей задачи. Значительно повышенная, особая, многопла­новая сложность и новизна, разработанных ИК и ИИТ, не позволяют изложить их достаточно полно. Отметим некоторые важные аспекты. Прежде всего - в неразрывную связь нужно соединить деятельность по обеспечению желания и возможности генерировать идеи, по их социальному сбору, защите авторских прав, сохранению. Затем содержательная оценка (алгоритмически организованная, как де­мократическая, всесторонняя, соревновательная, доброжелатель­ная, что особенно важно для инициативных, новорожденных, сы­рых идей), коллективное, социальное развитие и реализация. Эта система должна работать под специальным, имеющим анти­бюрократические механизмы, управлением. Предлагаемая систе­ма САНИ (сохранения и активизации новых идей) разработана в 1975-1990 гг. в Институте кибернетики В.Джелали, при широкой поддержке специалистов института и некоторых сотрудников УкрНИИНТИ. 

Другой аспект ИК связан с разумностью принятых реше­ний, которые зависят не только от ума, как обычно принято счи­тать, причем, и не только в быту. В итоге - отсутствие в методике принятия решения любой компоненты сводит результат к нулю, а ошибочность, выбор компоненты с неверным знаком - к решению с противоположным результатом, т.е. к неверному, к глупости. Фо­рмула принятия правильного решения (ПР) выглядит следующим образом: 

ПР = УхСхЗхИЗхСТх ТИТ х ТИНС х ИН, где 

У - ум, 
С - совесть, нравственность, 
3 г знание общее и конкретное, 
ИЗ - изобретательность, личная способность находить творческие решения, 
СТ - стойкость, 
ТИТ - технология интеллектуального труда, 
ТИНС - технология работы с инновационной средой, 
ИН - инициативность.
В практическом отношении речь должна идти как о ши­роком освоении ИК, так и о подготовке специалистов по инноватике. Целесообразно также создать постоянно действующие в го­роде и стране группу и семинар по освоению, развитию и исполь­зованию возможностей ИК (инновационной культуры). 

Опубликована

Джелали В.И. Инновационная информационная технология САНИ – основа совершенствования работы школы// Імідж школи на порозі XXI ст. – К.: 1997. – С. 341-345 

Джелали В. Некоторые основные составляющие творчества и свободыII Матерiали VI наук.-практ. конф. «Творчість свободи як свобода творчості». – К.: НТУУ «КПІ».- 2002. – С. 20-21. 


Часть - II. 
НЕКОТОРЫЕ ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ТВОРЧЕСТВА И СВОБОДЫ 

Думается давно пора определить основные составляющие наиболее важных для человека “параметров”, определяющих его существование: саму жизнь, ее экономическое обеспечение – труд, свободу, творчество, тесно связанную с ней инновационную деятельность, справедливость, нравственность… 

Одним из исходных “параметров” является свобода, т.к. достойный человека труд, творчество возможны только при наличии хоть части ее слагаемых. Представляется содержательно верным описать свободу (С) следующим образом: 

С = Н х В х Р х Ц х О , где 

Н – знание жизненной необходимости (личной и социальной). Иначе желание быть свободным может привести к шагу “через ограду балкона” на любой высоте, что и демонстрируют некоторые дети и домашние животные, не знающие, что такое высота и как освободиться от связанной с ней необходимостью; 

В – знание возможностей мыслить и действовать, умение ими пользоваться; 

Р - лично, семейно и/или социально располагаемые и предоставляемые ресурсы и возможности (финансовые, технологические, организационные, информационные, правовые, инновационные и др.); 

Ц – цели (задачи), ради которых (т.е. для прогрессивного, позитивного развития, совершенствования личного и социального) используются составляющие свободы. Действительная свобода возможна только на службе достойной цели. Иначе она вводит в рабство, уничтожая личность, его духовные, физические возможности, его окружение (сотрудников, семью, близких, социум, в конце концов). 

Действительно очень важно ради чего используются составляющие свободы и, главное, какой характер свободы: есть свобода воровать, обманывать, разрушать разумное, доброе и есть свобода созидать (садовника, инженера), исследовать (ученого), отображать мир (художника). Второй группе нужна система социального обеспечения инициации, развития и использования творческих результатов (т.е. социальная инновационная система, доступная любому творцу). А “садовнику” нужно еще и бороться с “сорняками” – т.е. нужна система “сдерживающая зло и поощряющая добро” (по мысли апостола Павла), помогающая действовать добрым людям и действовать сообща. Тем более что “репку”, т.е. задачи обеспечения и прогрессивного развития жизни на планете, в стране, в семье, не вытянешь в одиночку; 

О – ответственность за то, как ты, семья, страна, мир воспользовались, предоставленной с помощью научно-технического и социального прогресса, свободой. Ведь в биологии хорошо известно, что если в организме взрослого человека, насчитывающего 50000 млрд. клеток (в норме, благодаря согласованному взаимодействию, обеспечивается гармонический процесс), клетка получает неверный регулирующий сигнал или не выполняет нужную команду, то гармония нарушается и возникает болезнь. Т.о. ее свобода может привести к тяжелым последствиям. Также и в социальной жизни. Как стало ясно уже многим, начать войну, техногенную катастрофу может и один человек. Но для восстановления жизни, достойной людей, задач поставленных перед ней Природой, требуются жизни и страдания миллионов. 

Заметим, что связка в виде умножения выбрана потому, что в случае отсутствия любого из представленных параметров, результат становится нулевым, а при его неверном выборе (со знаком минус) – неверным (отрицательным). 

Творчество исследовано весьма основательно. Однако, представляется очень важным, дополнить представление о нем знанием и инновационного процесса, инновационной деятельности /1,2/, технологии и системы обеспечения их эффективности, удовлетворения современных личностно-социальных требований /3,4/. Т.к. инновационный процесс и деятельность, помимо творческого акта, творческой деятельности, включают его инициацию и последующую личную и социальную работу (и обеспечение) с ним, от них существенно зависят возможности, желание творить и мотивация творчества (учиться или обогащаться, ради чего учиться – ради обогащения еще большего или раскрытия своих и иных лучших качеств…). 

1. В.И Джелали, В.В.Моисеенко К проблеме повышения эффективности использования интеллектуального потенциала, Проблемы науки, №6, 1999, с.43-48. 

2. В.И.Джелали, В.Л.Кулиниченко, В.В.Моисеенко, Л.П. Стрижко Предложения, дополнения и изменения к проекту Закона Украины “Про инновационную деятельность”, Проблемы науки, №2,2001, с.17=22. 

3. В.Джелали Инновационная информационная технология САНИ (сохранения и активизации новых идей), Информационный листок, КиевЦНТЭИ, 1998, №058-98. 

4. В.И.Джелали, В.В.Моисеенко Радикально новые лично-социальные технологии – основа эффективного и прогрессивного развития социума и личности, Социополис в Украине, К., 2000, с.142-149. 

ДЛЯ ТЕХ КОМУ ЭТО НАДО, НУЖНО, ИНТЕРЕСНО И ПОЛЕЗНО 

А) Джелали В.И.., Кулиниченко В.Л. Инновационная культура. Теоретические, технологические, нравственные и прикладные аспекты// ПП «Арктур – А».- К: 2015.- 280с. 

Б) Джелали В.И. О книге «Инновационная культура. Теоретические, технологические, нравственные и прикладные аспекты» (В.И.Джелали, В.Л.Кулиниченко)// Инновациии.(журнал об инновационной деятельности).- С.- Петербург.- № 01 (207).- январь.- 2016.- С.115-120. http://www.maginnov.ru/ru/zhurnal/arhiv/2016/innovacii-n1-2016/o-knige-innovacionnaya-kultura.-teoreticheskie-tehnologicheskie-nravstvennye-i-prikladnye-aspekty-v.-i.-dzhelali-v.-l.-kulinichenko 



Комментариев нет:

Отправить комментарий