вторник, 23 мая 2017 г.

ВОПРОСЫ, ОТВЕТЫ И СНОВА ВОПРОСЫ ...


"Нововведения задумывают романтики и идеалисты, осуществляют преданные и убежденные, то есть фанатично верующие в высшие идеалы. А плодами пользуются негодяи, циники, прагматики и прочие подселенцы..."

Во тут-то и возникает вопрос - КТО ТАКИЕ РОМАНТИКИ, ФАНАТИКИ И НЕГОДЯИ В КОНТЕКСТЕ КАК ИСТОРИИ ВООБЩЕ, ТАК И ПРИМЕНИТЕЛЬНО К КАЖДОЙ КОНКРЕТНОЙ СИТУАЦИИ ...
* * *

История, конечно, знает немало тому примеров. Но, в целом, эта мысль, тем более широко популяризируемая, как единственно возможный результат социального развития - результат современного нравственного обвала, скептицизма, релятивизма и превращения в пропаганду смысла жизни, исключительно как погоню за «золотым тельцом» и удовольствиями, весьма низкого уровня, совершенно не соответствует Истории (по крайней мере – до конца 20 века). Тем более того, что такой подход, такое развитие являются разрушающими физиологический, душевный, творческий и социальный мир. С отказом от духовного удовлетворения, связанного с чувством выполненного долга: перед собой, семьей. Родиной, Жизнью в целом. Хотите – и Вселенной (это мнение, если не многих, то ряда крупных ученых, философов, логически и по существу, т.е. объективно, принципиально, важное. Тем более, что в колыбели, и земной в том числе, - тоже нельзя оставаться! Ведь Циолковский прав!).

Такое видение Истории формируется, если смотреть на Историю глазами современного потребителя, что не только не интересно, но и обедняет, выхолащивает душу, семью, жизнь, превращая богатейшую, универсальную натуру человека, из гармоничного, всесторонне развитого, сверкающего разносторонними гранями своего таланта, в скучное, очень вредное – духовно, семейно и социально дурно пахнущее существо, а то и в нелюдя. Причем, чем более образованного, умного, инициативного, талантливого – тем более опасного нелюдя, или в одну из его разновидностей - трикстера. И, как многократно показывает История – они опасней любой бомбы, любого дурака. Даже дурака с инициативой! 

А вот если смотреть на Историю глазами Созидателя (но не фанатика!, т.к. действительная Культура, Созидание невозможны на основе культа, по определению - пазлового, как в сказке о слепых мудрецах и слоне. Оно возможно только на основе голографичного, системно полного видения мира, на основе которого, только и возможно Созидание), то картина видится совершенно иной 

Оно (Созидание, созидательный процесс) начиналось во времена Греческой КУЛЬТУРЫ, на основе широчайшего поиска социальной и личностной Гармонии (кстати – думаю, что только они, греки, и могли выработать это великое понятие!), Красоты, Справедливости, цельного видения мира неисчислимым отрядом философов высочайшего уровня и при активном! участии народа, действительных героев. Создав на этой основе недостижимую ныне демократию, высочайшую, разностороннюю, голографичную (!) культуру Афин (Солоном и народом созданную), непобедимую Спарту (созданную Ликургом и принесшую народу, не только доблесть, безопасность, но и, впервые в истории, бытовую скромность) и ГРЕЧЕСКУЮ КУЛЬТУРУ в целом (см. хотя бы: Ж.-П. Вернан «Происхождение древнегреческой мысли). (Замечу – культуру, несравнимую с агрессией, кровожадностью Колизея, культурной нищетой, а то и антикультурой Рима). Это был первый взлет Человечества, который не смогли понять и продолжить многие поколения стран и народов). 

А плодами этого духовного и социального взлета воспользовались и вся Греция, и весь эллинистический мир (от нынешней Италии до, включительно, Индии), куда он принес новую, прогрессивную политическую и культурную философию, и последующая История в целом. Включая и современную, шумную, но, ныне многое потерявшую по существу этого понятия, в сравнении с греческой, демократию.

Их эстафету подхватило, правда, тоже, многое потеряв, православие. А на его плечах, и на лучших достижениях Возрождения – продолжила и начала развивать – русско-советская культура. Многие, кажущиеся сейчас фантастическими-утопическими, достижения которой, показал Д.Андреев («Роза мира»). И эти достижения, полученные отрядом самоотверженных людей (но не фанатично верующих! – это метод религий), а, если говорить точно - еще недостаточно полно знающих, что, как и для кого надо делать, но они создали условия, которые позволили, решающим образом помогли, вырасти действительно достойным людям, и стать действительно счастливыми. Таким образом, плоды их жизни, самоотверженной деятельности - достались миллионам (способных быть Человеками и подняться, даже обладающим меньшими социальными талантами), а с учетом Великой победы над ударным отрядом сил зла (фашизмом), разрушения колониализма – миллиардам, всему миру. Не говоря о начале освоения космоса, первого выхода из земной колыбели

Но, хотя была поставлена и, впервые в Истории, для всех!, успешно решалась задача формирования всесторонне развитого человека, мы не успели, в достаточной мере, осознать, понять и освоить систему организационного, экономического, творческого и нравственного обеспечения личностных и массовых инициативных сил и результатов этих, таких людей, этого союза Истины и Добра, которые выросли в Союзе. Повторю – высоко, почти всесторонне подготовленных и социально разносторонне обеспеченных для саморазвития, само и социально развитых, и т.о. обладающих (и развитых), на этой могучей основе, самыми разными талантами, творческими и социальными результатами, далеко превосходящими мировые (как количественно, так и качественно). А, нередко, и не имевших аналогов в мире, в Истории. И, главное, направленных на Созидание! личности и социума, как отечественного, так и мирового. Ведь даже по признанию, чл.-корр. НАНУ И. Юхновского, председателя комитета Верховного Совета Украины по науке, сделанного на очень представительном совещании руководства наукой Украины и Великобритании (представителей верхней и нижней палат), развитие науки в Союзе «питомо перевищував» её уровень в любой стране мира. А ведь речь шла только об её официальной составляющей, не учитывающей огромное количество, социально не воспринятых, инициативных результатов, в том числе и тех, кто организационно был далек от науки (в отказном фонде изобретений были алмазы творчества – по выражению газеты «Известия»).

Сейчас все острее перед каждой личностью, массами и социумом (в целом и перед каждой его организационной структурой, в частности) стоит вопрос: кто будет создавать, развивать и пожинать плоды прогресса, кто будет бороться с результатами, в том числе и творческими, но разрушительными, следовательно, регресса. Т.е. ведущими развитие по правой, по антиспирали, характеризуемой тем, что развитие идет!, но вниз и с сужением развиваемого пространства (человеческого, культурного и даже астрономического) и социума. – От нас зависит – что сотворим, какие идеи и людей поддержим, что будем тормозить (пользу или выгоду - на основе и с целью разрушения человеческого и природного потенциалов), то и получим: сегодня, завтра, в будущем..

Но вот кто это МЫ? Сейчас – это власть и деньги предержащие (ВДП). При практически полной отстраненности народов. Уместно вспомнить слова Сталина: «Мир будет сохранен и упрочен, если народы всего мира, возьмут дело мира в свои руки и будут отстаивать его до конца». Именно народы, а не ВДП! Как это сделать? Где ключевое звено, ухватившись за которое можно-должно направить, вернуть развитие, так, чтобы оно шло по нормальной, левой спирали?! Что могут-должны делать народы, каждый отдельно и в группе человек, такое, что сейчас никто не делает и никто не может сделать, вместо них. В то же время – без чего не обойтись ни конкретной личности, ни любой значимой (причем значимость сейчас, нередко, определяется не только и не столько величиной и природно-финансовыми ресурсами) стране, ни нашей Цивилизации? Что, в конечном счете, определяет и завтрашний день, и будущее! Становится всё более очевидным: ИННОВАЦИИ. Каковы инновации, таково и будущее! И следовательно - Владеющий инновациями – владеет и будущим! (Попросту говоря: что посеешь – то пожнешь!)

Но, кто сейчас определяет инновационное развитие? За исключением неорганизованного и случайного влияния народов, это прерогатива ВДП. Однако, с этой, ключевой, задачей развития человека (который, кстати, мера и цель всего! – Протагор) оно (ВДП) катастрофически не справляется (что справедливо и остро показал Э.Тоффлер книге «Шок будущего»). Скорее – сегодня действует с точностью наоборот. И, более того. Даже при всем желании – в принципе не может её решить-решать без активного, инициативного, творческого и организационного участия народа, всех нас вместе и каждого в отдельности. Не может решать эти задачи и потому, что стремление к прибыли – главный и, по сути, единственный её интерес. Причем интерес исключительно к уже готовому для реализации продукту. При полном отсутствии интереса к предшествующим стадиям его появления и развития (стадиям рождения и развития идей и автора). Да и такой интерес весьма узкий – он появляется только при условии быстрой, очевидной и значительной прибыли. Такой подход совершенно исключает полезные, стратегически важные идеи, разработки. Даже очень значимые для развития человека, социума и сохранения-восстановления-развития природы. И, в том числе, экономически очень важные, очень выгодные-прибыльные, но, конечно, менее быстрые и не просто воспринимаемые и бизнесом, и социумом - качественно новые результаты. В них, кстати, великолепная экономическая основа предлагаемой системы обеспечения развития творческой, инновационной и нравственной инициативы, позитивной составляющей универсального, по своим способностя, человека (это основное, важнейшее его качество, убедительно показал выдающийся философ Э. Ильенков), социума - основы и цели действительного Прогресса. Т.к. только на предлагаемой основе возможно эффективное развитие экономически (и социально – это отметил еще лауреат Нобелевской премии по физике П.Капица) чрезвычайно важных и очень эффективных, качественно новых идей, результатов. Кстати – круто «замешанных» на инициативе. Для них, для их нормального восприятия, развития, использования нередко еще нет ни институтов, ни КБ, ни министерств. А уже надо, и очень. Всем! И каждому!

Получается, что огромная часть спектра творческих, особенно инициативных, результатов, совершенно необходимых для Развития (как показал и В. Вернадский), остаются вне поля зрения и руководства, и народа. А в этом деле, тем более на начальных этапах развития Нового (идеи, автора), на этапе «гадкого утенка», требуется именно «материнская» методология, организация и технология отношения к новому, свойственная народу, но не бюрократичному аппарату руководства. К тому же занятому-перегруженному скорее сохранением своего статус-кво и решением текущих проблем, указаний сверху. На которые и так не хватает, ни времени, ни сил, ресурсов (это неоднократно показал и личный опыт в Украине, и недавняя беседа с депутатом Гос. Думы РФ). В общем – у них, «хлебных умов», другие проблемы, как показал еще Ф.Шиллер (гигант мысли, духа, искусства): им не интересен, даже опасен «философский ум», его проблемы и результаты - даже нет ни желания, ни возможности понять. Не то что – помочь. Но очень важно, что «репку без мышки не вытащить». Т.е., если хотим жить, а тем более и хорошо, достойно – надо «засучив рукава», осваивать культуру работы с идеями, их авторами, и впрягаться в создаваемые инновационные САНИ - всем и каждому! Тем более – никогда неизвестно, кто окажется ключом или последней каплей, открывшей дорогу прогрессу и не давшему случиться катастрофе. Только так можно вывезти телегу Жизни из современного вонючего болота, нафаршированного взрывчаткой самых разных свойств (от атомно-водородных, нано, информационных дезинформаций и до массы других возможносте, натворить чудовищ, в людском и совершенно новом обличье, катастроф еще неизвестных, но бурно растущих в борьбе за лидерство, необходимого им для грабежа мира). А в эпоху бифуркаций, т.е. в современную эпоху, как верно отметил лауреат Нобелевской премии по химии А. Пригожин, «индивидуальная активность вовсе не обречена на бессмысленность», т.к. «сложные системы обладают чрезвычайной чувствительностью по отношению к флуктуациям». Поэтому каждый человек должен мыслить, знать, созидать! мир, не только в масштабах своего региона, страны, но и всего мира. 

И нечего на энтузиастов пенять, на героев, на бога надеяться, если Ваша «хата с краю». Это дело общее, не только касающееся, но и имеющее прямое и обязательное отношение к Вам, вашим близким, рано или позже, но обязательно, неумолимо. Конечно, овладение инновационной культурой не может произойти мгновенно. Но, с одной стороны – чем дольше, тем больше будет невозвратных потерь. С другой – эффективное начало вполне реально и реализуемо довольно быстро и малыми силами, в пределах буквально 10-ти человек, при сравнительно незначительных материальных затратах. Необходима критическая масса освоивших, хотя бы основы, её. И некто – знающий ее основательно: глубоко и всесторонне. Конечно – на серьезной, активной нравственно-созидающей, системно полной основе. Это крайне, принципиально важно. А экономическое становление и рост может быть коротким и энергичным – опираясь на идеи класса «знаю что». Но не это главное, хотя и необходимое. Но и опасное, в случае его выпячивания, как первоочередного и основного. 

В итоге. Мир будет сохранен, упрочен и развит, в соответствии с мечтой лучших людей планеты - героев, энтузиастов, боровшихся и борющихся за высшие идеалы, мечтающих о благе всех и каждого, о расцвете планеты Земля и выходе из космического тупика, если дело обновления мира (и человека!), Созидания его, люди мира и каждый, в том числе, возьмут в свои руки, приложив энергию, возможности, знания-умения и душу. На основе, с помощью специальной организации, разработанной (и апробированной) для всестороннего обеспечения всех этапов развития идеи-автора: от создания условий для рождения авторов-идей, действующих, вкладывающих души и творческий порыв, в созидание Мира, человека, Космоса (в греческом духе), пользу дела, а не корысти для. И далее - их социализации, развития, продвижения идей и их авторов, реализации и эффективного позитивного использования имеющихся и получаемых возможностей. При условии торможения негативной составляющей творческих результатов и негативного использования позитивных

И только так их результаты будут работать на Человека, а не на негодяя, циника и прагматика (причем, прагматика, всегда в таком узком смысле, что их вернее было бы называть слепцами или идиотами. Ибо видят не «слона», а только его малую, и, обычно, не всегда решающую, основную часть оного... И решения, результаты – соответствующие!).

Примечание

А)   "Не бойся врагов – в худшем случае они могут тебя убить.
Не бойся друзей – в худшем случае они могут тебя предать.
Бойся равнодушных – они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство." Бруно Ясенский

К этому замечательному высказыванию, необходимо добавить. 

Равнодушными не рождаются. Ими становятся. Так как:

- нет социальной возможности, обеспеченности действовать успешно по велению ума и души (Совести)

- имеющаяся возможность не известна, не понята. не освоена (нет нужных знания, умений, опыта; нет действующей специальной системы).

Б) —  Кстати В древней Греции (в Афинах) население делилось на три группы. Активно участвующих в политической жизни называли – политикос. Не желающих участвовать – идиотикос. Но с течением времени, последние, показали себя не с лучшей стороны, не умно. Трудно принимать умные решения, будучи не в курсе дела. И пошло с тех такое использование этого слова – идиот…

В) — Трикстер - греческий мифологический персонаж, который имитирует культуросообразную деятельность, но преследует при этом контркультурную цель. Он противопоставлен культурному герою и наделенный демонически разрушительными и комически-плутовскими чертами. Стремясь удовлетворить чашу или ненасытное желание, трикстер прибегает к обману, нарушает самые строгие табу (в том числе допускает кровосмешение), нормы обычного права и обыденной морали. 

Действуя асоциально и профанируя святыни, трикстер, тем не менее, большей частью торжествует над своими жертвами. Трикстер в мифологии часто является братом-близнецом культурного героя, неумело подражая которому, он создает дурные предметы (смерть, например) (Вопросы философии.10. 1984. С.93). Добавлю - это торжество покоится, процветает на нашей пассивности и необеспеченности (организационной, материальной, технологической).



Джелали В.И. 
23.5.17

Комментариев нет:

Отправить комментарий